Радикальные перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. В этих условиях образование иностранных студентов рассматривается в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме, а целью обучения становится формирование межкультурной коммуникации у будущего учителя-русиста, а также формирование у студентов толерантного сознания на таких уровнях, как личность, общество, государство. Исходя из этого, образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов, навыков толерантного поведения в обществе, а также в будущей профессиональной деятельности при участии всех заинтересованных лиц.
Педагогическая проблема подготовки иностранных студентов к восприятию ими иносоциокультурной среды, а также обучению межкультурному общению включает в себя ряд сложнейших аспектов:
- формирование культуры общения в иной для них социокультурной и языковой среде;
- учет психологических особенностей обучения взрослых;
- учет психологических особенностей познавательной коммуникативной деятельности иностранных студентов в естественной языковой среде;
- воспитание культуры межнационального общения в группе, на факультете, в вузе и т.д., т.е. в иносоциокультурной среде;
- формирование навыков и умений ведения «диалога культур»;
- формирование и развитие теоретической и практической готовности к межкультурной коммуникации являющимся основным средством воспитания толерантной личности;
Что же мы понимаем под формированием толерантной языковой личности иностранного студента? В этом статусе толерантность понимается нами как комплекс личных качеств, подлежащих целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе культурного взаимодействия и общения; владение нравственными принципами и приемами межкультурного общения, способность видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность, способность к целостному восприятию «другой» культуры с пониманием ее отличительных характеристик как проявлений ее индивидуальности; готовность к диалогу культур посредством изучаемого языка.
В процессе формирования толерантной языковой личности межкультурная коммуникация является элементом. Более того, межкультурную коммуникацию можно определить как комплексно-речевую взаимосвязь и взаимоотношение, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями (Г.И. Волков, И.Л. Ленский, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов). Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нравственные нормы.
Организационный процесс формирования толерантной личности средствами межкультурной коммуникации включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов в процессе обучения языку с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и других культурах; развитие позитивного опыта культуры общения и др. Проблема осложняется тем, что в данном случае иностранные студенты имеют дело со сложной системой межкультурного общения: студенты и многонациональный мир, студенческая межнациональная среда. Межкультурная коммуникация выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологической конкретизации, что делает процесс формирования толерантной личности, культуры общения особенно сложным.
Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как полифункциональное явление, включающее, во-первых, знание норм, принципов коммуникативного поведения в иносоциокультурной среде, умение перевода их в плоскость межкультурных отношений; во-вторых, воспитание специфических качеств; способности к эмпатии, сопереживанию, самооценке (Г.Н. Волков, З.Г. Гасанов, Т.Н. Петрова). Высокий уровень межкультурной компетенции предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям. Отношения в процессе межкультурной коммуникации предполагают высокое развитие этнополитического осознания и мышления, чувств, потребностей, терпимое отношение к иной культуре, к национальным обычаям, традициям. Показателями межкультурной компетенции являются также знания истории и культуры народов, многосторонние связи друг с другом, умение вести диалог культур, толерантность по отношению к представителям других наций, умение вести дискуссию, оценивать явления с гуманистических позиций, отстаивать и пропагандировать свои убеждения.
Формирование толерантной языковой личности в процессе обучения межкультурной коммуникации направлено на стабилизацию внутреннего положения в студенческом коллективе, обеспечение дружбы народов (социальная функция); обогащение людей духовной культурой, побуждение их к духовному сотрудничеству (просветительная функция); формирование социально-этических качеств, облегчающих межкультурное согласие в обществе (психологическая функция).
Главный механизм формирования толерантной языковой личности заключается в том, что личность каждого студента является субъектом и объектом межкультурных отношений и вносит свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждая личность в той или иной степени является участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.