Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В народнопоэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно описывается мордовский народный костюм.

Основой традиционного мужского костюма являлись рубаха - панар и штаны - понкст. Мужские повседневные рубахи шили из грубого небеленого посконного холста, праздничную и подвенечную рубахи - из более тонкого, в основном льняного холста. Белые мужские рубахи часто упоминаются в мордовских песнях:

Одели Флора в белую рубашку,

Опоясали его красным кушаком с кисточками.[1]

Носили рубахи всегда на выпуск и подпоясывали домотканым узким пояском или ремнем. Пояс - каркс или кушак был неотъемлемой принадлежностью мужского костюма. Повязывали их на свадьбу, гулянье и в праздничные дни. Так, утром в день свадьбы, отмечает Мельников-Печерский, все, и мужчины и женщины, наряжались во всю мордовскую сряду. Поверх кафтана мужчины надевали белый балахон, называемый шушпаном, опоясывали его розняком (кушак) с красными кистями, распущенным по бедрам, на груди пристегивали завязки, а к кушаку назад привешивали потомбаце - полотенце с шерстяными бахромою и кистями красного, желтого и голубого цвета. [2]

При описании героя в поэтических произведениях обязательно упоминается и о верхней одежде, которая включала суконные пиджаки с прорезными карманами. В праздники мужчины носили кафтаны из черного сукна, а позже - из покупной ткани, которые сзади на поясе сосбаривались:

Он оделся, подруга Марья, нарядился...

На себя надел из черного сукна расклешенный кафтан...[3]

Зимой парни и мужчины носили полушубки и шубы:

У Васильевича Ивана...

По росту, по стати сшитый

Новый полушубок на нем. [4]

Шуба считалась символом богатства и высокого положения человека в обществе. Например, в одной из мордовских песен сына вдовы, одетого и лисью шубу называют: «Это инсарский барин, в солдаты забривающий». [5] В состоятельных семьях встречались шубы черной дубки, крытые черным сукном. В песнях упоминаются и шубы из красных овчин:

Вот идет друг любимый вдоль села,

На нем шуба дубленная цвета красного,

Подпоясан он зеленым кушаком. [6]

Описание мужского костюма в фольклорных произведениях обязательно включает и головной убор. У мордвы широкое распространение имели валяные шляпы самой различной формы:

В круглой шляпе, подруга, тот парень,

Павлиное перо, подруга, в шляпу воткнуто... [7]

Со второй половины XIX века в быт входит картуз с твердым козырьком:

Надел шаровары,

Надел картуз блестящий. [8]

Обязательным элементом костюма является обувь. Традиционной обувью мордвы были лапти, которые летом носили с портянками, а зимой - с онучами.

Праздничной обувью являлись сапоги - кемоть, кемть. Особенно модными считались сапоги «со скрипом» на каблуках и скадками на голенищах:

Хромуша ее услыхал,

Обулся в скрипучие сапожки... [9]

Таким образом, в произведениях мордовского фольклора в той или иной степени описывается мордовский народный костюм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Т. 2. - Саранск, 1965. -С. 337.
  2. Мельников П.И. (Печерский А.) Очерки мордвы. - Саранск, 1981. - С. 117.
  3. УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 260.
  4. УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 194.
  5. УПТМН: в 10 т. Т.2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 216.
  6. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т. 2. - Саранск, 1963. - С. 96.
  7. УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 211.
  8. УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 378.
  9. УПТМН: в 10 т. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - 378.