В народнопоэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно описывается мордовский народный костюм.
Основой традиционного мужского костюма являлись рубаха - панар и штаны - понкст. Мужские повседневные рубахи шили из грубого небеленого посконного холста, праздничную и подвенечную рубахи - из более тонкого, в основном льняного холста. Белые мужские рубахи часто упоминаются в мордовских песнях:
Одели Флора в белую рубашку,
Опоясали его красным кушаком с кисточками.[1]
Носили рубахи всегда на выпуск и подпоясывали домотканым узким пояском или ремнем. Пояс - каркс или кушак был неотъемлемой принадлежностью мужского костюма. Повязывали их на свадьбу, гулянье и в праздничные дни. Так, утром в день свадьбы, отмечает Мельников-Печерский, все, и мужчины и женщины, наряжались во всю мордовскую сряду. Поверх кафтана мужчины надевали белый балахон, называемый шушпаном, опоясывали его розняком (кушак) с красными кистями, распущенным по бедрам, на груди пристегивали завязки, а к кушаку назад привешивали потомбаце - полотенце с шерстяными бахромою и кистями красного, желтого и голубого цвета. [2]
При описании героя в поэтических произведениях обязательно упоминается и о верхней одежде, которая включала суконные пиджаки с прорезными карманами. В праздники мужчины носили кафтаны из черного сукна, а позже - из покупной ткани, которые сзади на поясе сосбаривались:
Он оделся, подруга Марья, нарядился...
На себя надел из черного сукна расклешенный кафтан...[3]
Зимой парни и мужчины носили полушубки и шубы:
У Васильевича Ивана...
По росту, по стати сшитый
Новый полушубок на нем. [4]
Шуба считалась символом богатства и высокого положения человека в обществе. Например, в одной из мордовских песен сына вдовы, одетого и лисью шубу называют: «Это инсарский барин, в солдаты забривающий». [5] В состоятельных семьях встречались шубы черной дубки, крытые черным сукном. В песнях упоминаются и шубы из красных овчин:
Вот идет друг любимый вдоль села,
На нем шуба дубленная цвета красного,
Подпоясан он зеленым кушаком. [6]
Описание мужского костюма в фольклорных произведениях обязательно включает и головной убор. У мордвы широкое распространение имели валяные шляпы самой различной формы:
В круглой шляпе, подруга, тот парень,
Павлиное перо, подруга, в шляпу воткнуто... [7]
Со второй половины XIX века в быт входит картуз с твердым козырьком:
Надел шаровары,
Надел картуз блестящий. [8]
Обязательным элементом костюма является обувь. Традиционной обувью мордвы были лапти, которые летом носили с портянками, а зимой - с онучами.
Праздничной обувью являлись сапоги - кемоть, кемть. Особенно модными считались сапоги «со скрипом» на каблуках и скадками на голенищах:
Хромуша ее услыхал,
Обулся в скрипучие сапожки... [9]
Таким образом, в произведениях мордовского фольклора в той или иной степени описывается мордовский народный костюм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Т. 2. - Саранск, 1965. -С. 337.
- Мельников П.И. (Печерский А.) Очерки мордвы. - Саранск, 1981. - С. 117.
- УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 260.
- УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 194.
- УПТМН: в 10 т. Т.2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 216.
- Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т. 2. - Саранск, 1963. - С. 96.
- УПТМН: в 10 т. Т. 2. Лирические песни. - Саранск, 1965. - С. 211.
- УПТМН: в 10 т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - С. 378.
- УПТМН: в 10 т. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. - Саранск, 1963. - 378.