Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» современное образование должно стать не просто «качественным, доступным, эффективным, инновационным», оно должно соответствовать современными требованиями сложившегося рынка труда.
Челябинский институт развития профессионального образования на протяжении последних трех лет проводил социологические исследования по проблеме трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников учреждений НПО Челябинской области. Полученные данные отражают несогласованное развитие рынков труда и образовательных услуг региона, приводящее к диспропорции спроса и предложения.
Решение проблемы нам видится в создании специализированной информационно-аналитической службы взаимодействия (СВ-Службы), которая могла бы стать для образовательных учреждений Челябинской области и их социальных партнеров (субъектов и институтов рынка труда, региональных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д.) средством доступа к интегрированным информационным ресурсам партнеров, служить основой для принятия и сопровождения управленческих решений и постоянной консультационной поддержки (повышения квалификации) всех участвующих сторон в вопросах взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг региона.
Информационное сопровождение партнерского сотрудничества предусматривает оперативное обеспечение процедур управления различной информацией, и связано с ее сбором, обработкой, анализом, предоставлением и хранением.
Кроме того, необходим доступ неограниченно большого количества субъектов партнерской деятельности к достоверной информации, а сами эти субъекты разделены между собой еще и территориально.
Немаловажным является и вопрос организации повышения квалификации действующих в настоящий момент работников образовательных учреждений в вопросах их взаимодействия с региональным рынком труда, а реализация специально разработанных образовательных программ должна осуществляться не только без отрыва от места работы, но и быстро, качественно, практикоориентированно и с максимальным количественным охватом специалистов образовательной системы.
В связи с вышесказанным становится очевидным, что технологической основой деятельности СВ-службы должно стать дистанционное сетевое взаимодействие всех заинтересованных сторон на основе информационно-коммуникационных технологий. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного взаимодействия говорят следующие факторы:
- возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;
- хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;
- возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
- возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;
- возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;
- возможность переноса полученных материалов на другие носители и последующая работа с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Эффективно организованная деятельность предлагаемой нами СВ-службы позволит конкретным образовательным учреждениям определить специализации, соответствующие потребностям партнеров, скорректировать прием на обучение по востребованным специальностям, решить проблему организации практик и трудоустройства учащихся; позволит решать проблемы предприятий бизнес-сообщества, ощущающих недостаток рабочей силы требуемой квалификации, и заинтересованных в получении прогнозной, статистической и иной информации по данному вопросу; позволит решать проблемы органов исполнительной власти, связанных с обеспечением эффективной информационной поддержки решения социально-экономических задач развития конкретной территории, и обеспечит устойчивый механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.