Школьный учитель, обладая обширными теоретическими экологическими знаниями, вместе с тем, в значительно меньшей степени владеет навыками исследовательской деятельности и проекции любой глобальной проблемы на местные особенности ее проявления. Это приводит к тому, что и в экологическом образовании учащихся преобладает теоретический аспект в ущерб нравственно-практическому: не формируются эмоциональное отношение к экологическим проблемам своего края и навыки проектирования собственной созидательной деятельности. Это не способствует обеспечению усвоения учащимися экологических и этических норм, ценностей и отношений, которые сегодня требуются для устойчивого развития общества. Подобные проблемы актуальны для образовательной системы всех стран мира, однако, в России данная проблема стоит наиболее остро.
В Новосибирском педуниверситете разработана и в течение нескольких лет реализуется модель подготовки учителей как организаторов экологического образования для устойчивого развития Сибири в условиях летней полевой школы экспедиции. Школа ориентирована на повышение эколого-педагогической компетентности учителей путем формирования навыков научно-исследовательской и проектной деятельности. Это позволит им осуществлять руководство научно-исследовательскими работами учащихся, организовывать экологические тропы, планировать и проводить экологические экскурсии в своей местности, создавать школьные музеи природы.
Летняя полевая школа организована как мобильная автобусная экспедиция по природным зонам юга Западной Сибири. Учителя школ отдаленных сельских районов в течение очень короткого промежутка времени проделывают путешествие по территории в несколько сотен километров, воочию, а не по карте и учебнику, видят смену природных зон, сравнивают экологические проблемы своей местности и других природных зон родного края.
Стоянки приурочены к зональным научным стационарам Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН). Знакомство с природной зоной и характерными для нее экологическими проблемами начинается в полевых условиях с обзорных научно-практических экскурсий, которые одновременно проводят высококвалифицированные преподаватели-экологи педуниверситета: зоолог, почвовед, ботаник, географ, что дает возможность участникам увидеть взаимосвязи, существующие между отдельными компонентами экосистем. Одновременно на каждом стационаре ведущие ученые СО РАН читают обзорные лекции по приоритетным направлениям экологических исследований в данной зоне, знакомят с наиболее острыми экологическими проблемами, мировым опытом в преодолении этих проблем и реальными действиями на месте. Кроме этого для участников школы организуются учебно-исследовательские занятия по направлениям экологических исследований. Каждый участник выполняет научно - исследовательский проект, и, несмотря на некоторую дифференциацию направлений работы, задачи исследования конкретных проблем заставляют участников школы и преподавателей-руководителей непрерывно обмениваться теоретическими знаниями, результатами полевых наблюдений и обобщениями этих наблюдений. Впервые учителя получают возможность вместе с высококвалифицированными преподавателями педагогического университета и учеными Сибирского отделения РАН стать равноправными членами творческого коллектива по изучению экологических проблем Западной Сибири, приобрести опыт проведения фундаментальных исследований и выполнить индивидуальную научную работу. Такой творческий коллектив единомышленников - благоприятная среда для эмоционально-ценностного восприятия экологических проблем своего края, проекции глобальных экологических проблем на местные особенности их проявления, создания конструктивных экологических проектов, повышения экологической компетенции учителей - участников школы.