Безответственная деятельность человека привела к критическому состоянию как природную среду, так и саму цивилизацию. Хотя кризис называется экологическим, на самом деле он является кризисом общества, кризисом современной культуры, всецело ориентированной на удовлетворение социальных нужд. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 году в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств, рассмотрев ситуацию в мире, пришла к заключению, что существовавшая парадигма развития цивилизации должна быть кардинально изменена, иначе человечество ждет катастрофа. Заслуга организаторов конференции состояла в выявлении проблем, остро вставших перед человечеством, среди которых как наиболее важные были названы деградация окружающей среды под влиянием деятельности человека, взрывообразный рост численности населения Земли, растущее социальное расслоение населения мира. Основой новой парадигмы является концепция устойчивого развития. Если внимательно проанализировать эту концепцию, то станет ясно, что она, провозглашающая необходимость рационализации потребления, реализуема только при обеспечении примата духовных ценностей над материальными и общественных интересов над индивидуалистическими. Кардинальное изменение парадигмы развития требует не менее кардинальных изменений в сфере образования и науки. В частности, уже на стадии общего образования должны закладываться основы понимания взаимосвязи жизни человека во всех ее проявлениях с природными и антропогенными процессами и состоянием окружающей среды, а также основы системного понимания характера нынешнего глобального кризиса цивилизации. На стадии высшего профессионального образования указанное выше направление должно получить более глубокое развитие с одновременным выделением приоритетных крупномасштабных задач, стоящих перед каждой научной и технической дисциплиной. С учетом роли духовного фактора в реализации концепции устойчивого развития должна быть усилена мультидисциплинарность образования и его гуманизация. Для того, чтобы сформировать правильное понимание проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима эффективная система образования, создающая основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации, предложить свою точку зрения. Образованный человек способен отречься от удовлетворения прагматических потребностей и способен проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления. Стратегическая цель образования - экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тактическая цель - формирование духовных потребностей и экологической ответственности молодых людей за последствия своих действий в природе. В последние годы в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, а необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. В общеобразовательной и высшей школе все активнее внедряются такие методы и модели обучения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественнонаучная предметная интеграция. Такая интеграция позволяет не только подготовить обучаемых к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности. Современная социальная, экономическая и нравственная атмосфера требует фундаментального переосмысления учебных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов формирования экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой, пронизывающей все области знания и деятельности человека. В связи с вышеизложенным теоретическая и методическая разработка проблемы экологического воспитания молодежи приобретает исключительную практическую значимость. Если не приблизить молодое поколение к природе, то можно его потерять: оно останется экологически безграмотным и будет, используя новейшие достижения науки и техники, двигаться к гибели, наивно полагая, что этого никогда не случится.
Ученые и педагоги Кузбасса внесли существенный вклад как в разработку педагогической модели формирования экологической ответственности у студентов и школьников, так и в осуществление экспериментальной работы, направленной на реализацию формирования экологической ответственности. Теоретические и методические основы становления и развития ответственного отношения к природной среде развиты в работах Невзорова Б.П., Касаткиной Н.Э., Скалона Н.В. и других ученых. При активном участии преподавателей Кемеровского госуниверситета и Управления образования Администрации Кемеровской области создана и функционирует экспериментальная площадка «Экология города Кемерово», к работе на которой привлечены школы, а также творческие молодежные объединения города. По проблемам общего и регионального экологического образования преподавателями вузов, аспирантами, студентами и школьными учителями опубликован ряд учебных пособий и более 200 научных и научно-методических работ. Ежегодно проводятся региональные научно-практические конференции студентов и старших школьников по экологии, обеспечивается участие некоторых студентов и школьников в Российских экологических конференциях. В стенах Кемеровского госуниверситета ведется подготовка учителей-экологов, которые могут преподавать в школах предмет «Экология». Кроме того, имеется возможность получить экологическое образование через систему дополнительного образования. Преподавателями КемГУ обоснована необходимость изучения экологии города как основы регионального экологического образования. Разработаны учебные курсы «Экология городских систем», «Экология города», «Экология городской среды». Выпускница КемГУ Мжельская А.А. теоретически обосновала и экспериментально проверила педагогические условия формирования экологической ответственности старших школьников. Положительные результаты эксперимента, в котором участвовали 1386 учащихся из 18 школ, дает основание надеяться, что проблемы экологического воспитания молодежи могут быть решены.