Читинская область - проблемный в экологическом плане регион. По результатам различных исследований, Чита входит в список 130 городов с наибольшим загрязнением воздуха и повышенной в связи с этим заболеваемостью населения. Особую группу риска в этом отношении составляют дети, т.к. реакции детского организма на действие агрессивных факторов внешней среды отличаются от реакций взрослых не только в диапазоне повышенных, но и допороговых концентраций вредных веществ. Клинико-эпидемиологическое исследование, проводимое медиками г. Читы, показало, что с 1985 г. ежегодно растет комплексный показатель заболеваемости детей, обусловленной экологическим неблагополучием места проживания.
Накопление патологических стигм в детской среде не имеет тенденции к сокращению. Более того, растет часть детской популяции, которую можно охарактеризовать как пограничную между нормой и патологией. Это дети, не имеющие клинического диагноза и чье состояние квалифицируется медиками как соответствующее, в целом, нормативному, но демонстрирующие признаки дезадаптивного поведения. Так, все чаще стали жалобы педагогов на увеличение контингента детей, которые не справляются со школьной программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих.
Современная дизонтогенетическая картина становится все более полиморфной и не всегда поддается традиционным методам обследования. Однако не существует дезадаптивных состояний, протекание которых не было бы отражено в специфической функциональной церебральной недостаточности. Поэтому одним из вариантов, помогающим находить и давать правильную квалификацию трудностям развития детей, является системно-динамический нейропсихологический анализ функционального статуса головного мозга детей, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное.
Нейропсихологическое обследование, выявляя даже очень тонкие пробелы в состоянии высших психических функций, позволяет не просто описать дефект, но и дать анализ механизмов и структуры дефекта той или иной высшей психической функции, указать на тот участок мозга, повреждение которого могло привести к нарушению (или к отклонению) в развитии.
Необходимость и плодотворность нейропсихологического подхода при исследовании психологического развития детей показана в работах Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, которые считают, что в сферу внимания нейропсихологической диагностики детей должны войти не только дети с клиническими формами нарушения психического развития, но и здоровые дети, находящиеся в диапазоне норма-пограничные состояния.
Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, движений и пр.) с помощью набора специальных проб, имеющее своей целью качественную квалификацию нарушений высших психических функций и устанавливающее связь выявленных дефектов с состоянием определенных отделов мозга.
Нормой считается быстрое выполнение задания без ошибок. Как негрубые нарушения квалифицируются те случаи, когда имеют место изменения динамических параметров деятельности (замедление ее темпа) и допускаются отдельные ошибки, доступные самостоятельной коррекции. Нарушения оцениваются как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, корректируемых лишь с помощью обследующего или вообще не корректируемых.
В настоящем изложении представлены результаты нейропсихологического обследования 46 детей младшего школьного возраста (7-11 лет), полученные в процессе консультативно-диагностической работы на базе психологического центра развития и коррекции личности г.Чита. Обычно в центр родители детей обращались за помощью в связи с плохой успеваемостью детей по основным предметам. Родители отмечали, что трудности детей не поддаются коррекции, несмотря на усилия педагогов и самих родителей. Проблемы у детей, по словам родителей, появились в связи с поступлением в школу, а до тех пор «все было хорошо», в пределах возрастной нормы.
Данные обследования младших школьников, имеющих трудности в обучении, показывают, что практически по всем нейропсихологическим пробам они имеют более низкие результаты, чем можно было бы ожидать от детей данного возраста.
Так, нейропсихологический анализ выявил дефицитарность в двигательной сфере. При выполнении заданий на динамический праксис отмечаются сбои программы, редко регулируемые самостоятельно, чаще - с помощью экспериментатора, трудности автоматизации двигательного навыка, отмечается резкость движений, отсутствие кинетической мелодии. Это указывает на незрелость премоторной зоны мозга. Кроме того, проба «кулак-ладонь-ребро», являясь двигательной программой, показывает на незрелость передних лобных отделов мозга у детей, которые не удерживают программу. В кинестетическом праксисе (теменная зона мозга) отмечаются трудности дифференциации движений пальцев, длительный их перебор.
Почти все обследованные нами дети имели слабость пространственных и квазипространственных функций (в основном, теменно-височно-затылочная зона) Пробы Хеда, направленные на изучение пространственной организации движений, выполняются детьми в замедленном темпе, обусловленном трудностями мысленной перешифровки движений в координатах «право-лево». Допускаемые ошибки дети исправляют самостоятельно или с помощью экспериментатора. Самостоятельный рисунок объемных предметов (стол) и их копирование (домик, фигура Рея-Тейлора) выявляет дефицит проекционных, координатных, метрических, структурно-топологичеких представлений. Наиболее частыми являются ошибки, связанные с недостаточностью координатных представлений об объекте. Эти дефекты проявляются в неправильном верхне-нижнем и право-левом расположении деталей объекта в пространстве. К метрическим ошибкам следует отнести ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций. Они проявляются также в несоблюдении соответствия величин отдельных элементов копируемого или рисуемого объекта. Недостаточность проекционных представлений проявляется трудностями передачи трехмерности объекта на плоскости. Структурно-топологические дефекты проявляются в изменении общей схемы пространственного строения предмета: разрушается его целостный образ, части и целое смещаются относительно друг друга. Недостаточность пространственных функций препятствует полноценному складыванию у детей счетных операций; нарушается письменная речь, в которой наблюдается высокая частота зеркальных ошибок, трудности удержания строки в горизонтальной плоскости.
У большинства обследованных нами детей имеется дефицит речевой сферы: наблюдается сужение объема оперативной слухоречевой памяти, ограничение словарного запаса, недостаточная сформированность речевой семантики, практически не уменьшающаяся с увеличением хронологического возраста, затруднения в нахождении родственных слов, необходимых для проверки словонаписания. Следует учитывать, что развитие речи в данный возрастной период является необходимой предпосылкой формирования внутреннего плана психических действий, овладения своим поведением, его произвольной регуляции с помощью речи. Поэтому дефицит в речевой сфере у данных детей сочетается с недостаточным развитием и регуляцией необходимого спектра предметных действий.
В пробах на фонематический слух отмечаются замены оппозиционных звуков, в экспрессивной повторной речи имеются литеральные парафазии. Данные ошибки свидетельствуют о трудностях в звукоразличении, а, следовательно, несформированности височных структур левого полушария.
Исследование различных видов восприятия показало дефицитарность акустического неречевого гнозиса (восприятие и воспроизведение ритмических структур). В зрительно-предметном гнозисе имеются легкие симптомы его несформированности: допускаются ошибки при опознании фрагментов контурных изображений, имеет место дефект вычленения существенных отличительных признаков предметов, по которым этот предмет опознается. В силу этого задерживается формирование словаря, усвоение букв, овладение чтением.
При выполнении заданий на наглядно-образное и словесно-логическое мышление дети также демонстрировали определенные трудности. Имеют место случаи неправильного установления последовательности картинок; правда, введение речевого опосредования (рассказ ребенка по картинкам) помогает некоторым детям переосмыслить содержание картинок и исправить допущенные ошибки. При интерпретации сюжетных картинок с конфликтным смыслом дети в большинстве случаев формально описывают сюжет, не анализируя ситуации, представленной в наглядном плане. Многим детям необходима стимулирующая помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов или повторного прочтения рассказа. Такие ошибки говорят о дисфункции лобных долей левого полушария.
Справиться без ошибок с заданием на серийный устный счет (вычитание от 100 по 7) удалось крайне незначительному количеству детей (5 из 46). Особенно много ошибок допускается при переходе через десяток и в конце задания (истощение). Многие дети выполняют пробу очень медленно, т.е. имеет место не только дефицитарность счетных операций, но и снижение общего тонуса. Нейропсихологическое обследование выявило специфическое состояние «энергетического» обеспечения психической деятельности у обследуемых школьников, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости психических процессов, трудностях включения в деятельность и автоматизации ее протекания (глубинные отделы мозга).
Таким образом, проведенное обследование младших школьников показывает, что среди детей, имеющих проблемы в поведении и обучении, существует достаточно большое количество с неклиническими формами несформированности высших психических функций.
Известно, что процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяется не столько генетической программой, сколько условиями жизни ребенка. И, на наш взгляд, экологическое неблагополучие района проживания играет существенную роль в возникновении проблем в психическом развитии детей.
Результаты, полученные в нашем исследовании на выборке детей количеством 46 человек, являются предварительными. Для получения достоверных данных необходимо обследование на выборке с большей численностью, что и будет являться задачей наших дальнейших исследований.