На сегодняшний день задача повышения конкурентоспособности не только обрабатывающих отраслей промышленности, но и экономики в целом находится, прежде всего, в плоскости структурных сдвигов. В докладе, подготовленном Всемирным банком в апреле 2004 г. («От экономики переходного периода к экономике развития»), отмечалось, что, с точки зрения теории экономического роста, Россия функционирует значительно ниже своих производственных возможностей. Поэтому приближение к границам производственных возможностей посредством более эффективного использования наличных ресурсов и их рационального перераспределения способно принести существенные экономические выгоды.
Предположим, что экономика России в настоящее время, как сказано в докладе Всемирного банка, находится «внутри» своей «кривой производственных возможностей» (КПВ). Рост эффективности использования наличных факторов производства означает приближение к основным показателям этой кривой. Для стран Запада, которые воспринимают Россию как серьезного потенциального конкурента, лучшим выходом было бы подтолкнуть нас к увеличению добычи и производству сырьевых товаров. Если же говорить о диверсификации структуры российской экономики, то это подразумевает движение к производству готовой продукции. Альтернативными издержками увеличения производства готовой продукции будут упущенные возможности увеличения производства сырьевых товаров, плюс прямые «потери» - сокращение их добычи. Так в двух словах можно интерпретировать экономическую стратегию российского правительства на обозримую перспективу для достижения необходимой структурной трансформации в нашей экономике. А уже на этой основе возможен переход на «расширенную» КПВ.
Таким образом, КПВ со временем сдвинется в указанном направлении, но под влиянием более долгосрочных факторов роста: интенсивных (технологические «сдвиги» в экономике, повышение уровня образования и квалификации занятых, др.) и экстенсивных факторов (увеличение объемов вовлекаемых в экономический оборот ресурсов).
Однако поскольку эти процессы растянуты во времени, то в нашем анализе мы можем от них абстрагироваться.
Что касается научно-технического потенциала, то он в России достаточно высок, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей готовой продукции на мировом рынке. Это подтверждает устойчивый рост экспорта оружия, начиная с 2001 года. Причем половину оружейных поставок за рубеж в 2006 и 2007 г.г. составила самая что ни есть высокотехнологичная продукция - авиационная техника. По данным Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству, общий портфель иностранных заказов российскому ВПК на ближайшие 5 лет уже составляет 25 млрд. долл. Кроме того, «Рособоронэкспорт», получивший в соответствии с Указом Президента РФ с января 2007 г. монопольное право на экспорт оружия и боевой техники, активно продвигает на внешних рынках продукцию гражданского назначения: современные системы связи и коммуникации; системы контроля окружающей среды, др. И если в мировом экспорте доля продукции обрабатывающей промышленности составляет более 70%, в том числе машин и оборудования - 36%, то для России же индекс относительной специализации (степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре) в системе МРТ находится на уровне 13% (энергоносители составляют более 45% общего объема экспорта; металлопродукция первых переделов - 15%).
Именно диверсификация обеспечит устойчивость роста ВВП, защиту экономики от угрозы внезапных изменений мировых цен на углеводородное сырье, предотвратит чрезмерную дифференциацию общества, в котором 1% работников производят 20% ВВП. И здесь традиционно высока роль государства в решении подобного рода задач. Оно с помощью рыночных инструментов может способствовать сокращению доли неэффективных производств и высвобождению «перемалываемых» ими ресурсов в пользу лидеров, приоритетных отраслей.
В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития РФ до 2010 года предполагается обеспечить экономический рост за счет преимущественно внутренних факторов: роста инвестиций в инновационный сектор экономики и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности и внутреннего спроса. Причем в МЭРТе основную ставку делают на государство как на главного инвестора (инфраструктурные инвестиции) и инициатора социальных «нацпроектов» (в настоящее время доля инвестиций в российском ВВП на треть меньше, чем, например, в Китае и Корее).
Одной из традиционных форм перераспределения рентных доходов является государственная поддержка промышленного экспорта. При этом важно обеспечить общие макроэкономические условия, благоприятно влияющие на экспортную деятельность:
- поддержание конкурентоспособного реального курса валюты, формирующего адекватные ценовые стимулы, и принятие мер по компенсации возможного негативного влияния укрепления национальной валюты на экспорт;
- облегчение доступа к импортным компонентам, необходимым для экспортного производства (устранение импортных тарифов, использование системы возмещений импортных пошлин, учреждение свободных экспортных зон, и др.);
- развитие инфраструктурной (дороги, порты, энергоснабжение) и социальной базы (здравоохранение, образование).
Российским текущим законодательством уже предусмотрены меры государственной поддержки экспорта: возмещение процентной ставки российским экспортерам промышленной продукции; предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам иностранным правительствам и импортерам под гарантии иностранных правительств, и др.
В октябре 2003 г. был опубликован доклад, подготовленный аналитиками известной инвестиционной компании Goldman Sachs, в котором дается оптимистичный прогноз развития в частности российской экономики на ближайшие десятилетия. Учитывая демографические прогнозы и укрепление курса рубля, эксперты пришли к выводу, что к 2050 году экономический потенциал и уровень жизни в России будут выше, чем в некоторых странах нынешней «большой семерки». Причем для достижения таких результатов России достаточно использовать традиционные меры: сохранять макроэкономическую стабильность, открытость экономики (в сочетании с государственной политикой разумного протекционизма); совершенствовать работу государственных и рыночных институтов; осуществлять и стимулировать инвестиции в инфраструктуру и «человеческий фактор».
В 2007 году в экономике России произошел ряд событий, позволяющих с оптимизмом смотреть в будущее. Российский ВВП перевалил за 1 трлн. долларов, что позволило нашей стране войти в число десяти крупнейших экономик мира. Однако не следует забывать, что быть «крупной» - не значит быть «эффективной», «богатой»: средняя зарплата в России в 7-8 раз ниже, чем в развитых странах; более 20 млн. россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума; средний размер пенсии составляет менее 30% средней зарплаты; по производительности труда, энерго-, материало- и фондоемкости единицы ВВП соотношения далеко не в пользу нашей экономики. Доля России в мировом ВВП ниже, чем доля США в 7,8 раза, Китая - в 3,3 раза, Японии - в 2,3 раза.
Тем не менее, российские предприятия начали инвестировать значительные средства в расширение производства, модернизацию. Это касается металлургии, химической, текстильной промышленности, и даже АПК: в Воронежской и Ленинградской областях возводятся крупные объекты (птицеводческие комплексы, мясоперерабатывающие предприятия). Одним из факторов, стимулирующих внутренние инвестиции, является предстоящее вступление России в ВТО: отечественные производители осознают, что при снижении торговых барьеров нынешний производственный аппарат наших предприятий явно не обеспечит конкурентоспособность многим российским товарам.
В прошедшем году чистый приток иностранного капитала в Россию составил около 75 млрд. долларов. В этом объеме еще достаточно высока спекулятивная составляющая, но все больше появляется «прямых» инвесторов, вкладывающих свои средства в реальный сектор на долгосрочной основе (пищевая отрасль, автопром, строительные материалы, др.). Но следует иметь в виду, что либерализация торговли в связи с членством в ВТО может привести к «усыханию» потока внешнего капитала в Россию (есть такое правило: чтобы принудить иностранных инвесторов к вложению своего капитала, надо усложнить импорт товаров). Здесь уместно вспомнить негативный опыт Аргентины. Это государство, не так давно считавшееся одним из самых успешных среди развивающихся стран, сейчас серьезно «скатилось» назад. Виной тому, наряду с другими причинами, стало бегство капитала, от которого не застрахована ни одна из «периферийных» стран в условиях глобализации.
Можно говорить о начале формирования в России отечественных транснациональных компаний (холдингов) и экспансии российского капитала за рубеж. По данным Центробанка, за последние пять лет общий объем зарубежных инвестиций наших компаний вырос почти в семь раз - до 140 млрд. долларов. Активы 25 крупнейших российских компаний за пределами России достигли 60 млрд. долларов.
В заключении необходимо отметить, что задача данной статьи, конечно, не в том, чтобы ломиться в «открытую дверь». Здесь предпринята попытка соединить экономическую теорию с российскими экономическими реалиями, а также выражено желание еще раз обратить внимание читателя на возможные экономические риски для нашей страны и, одновременно, открывающиеся при этом перспективы в случае реализации адекватной стратегии развития.