Качество товара или услуги определяется совокупностью реальных характеристик, определяющих соответствие товара или услуги заявляемым характеристикам. Качество информации определяется совокупностью ее реальных характеристик, определяющих возможность ее использования в предметной области. Совокупность параметров, характеризующих качество информации, различна для разных предметных областей.
Характеристики качества информации (ХКИ), пригодной для обработки в информационных технологиях (ИТ) и системах- (ИС), определяются требованиями ИС и ИТ и являются общими. ХКИ, применяемой для решения прикладных задач, определяются требованиями предметной области и являются специальными. Все эти характеристики являются однопараметрическими, поскольку каждая характеризует только один параметр.
В каждой предметной области информация имеет свои особенности. Особенности имеет экономическая информация, поэтому для нее существуют свои характеристики качества. Рассмотрим следующие.
Релевантность (relevance) - соответствие информации требованиям решаемой задачи. Иногда заменяют термином «уместность».
Надежность (reability) - независимость от случайных факторов, отсутствие существенных ошибок и искажений.
Сопоставимость (comparability) - возможность сопоставления информации, полученной в разных периодах, разных документах и технологиях.
Понятность (undestandability) - возможность быть понятной пользователем.
Комплектность (completenes) - соответствие информации количественным и качественным требованиям решения задачи. Иногда заменяют термином «полнота». Это понятие связано с понятием информационного объема.
Нейтральность или объективность (neutrality) - непредвзятость и независимость информации от субъекта ее создающего и использующего.
Своевременность или оперативность (timeliness) - соответствие содержания полученной информации протекающим событиям или явлениям.
Актуальность (actualité фр) - важность информации на текущий момент времени
Кроме характеристик качества существуют другие, например: информационный объем, форма преставления, кодировка и т.д.
Информационный объем может быть достаточным, большим, избыточным, недостаточным - для решения конкретной задачи.
Форма представления может быть текстовой, табличной, графической аналитической картографической графовой, электронной и т.п.
Между характеристиками любого объекта, в том числе и между характеристиками качества, существуют связи и отношения, определяющие принадлежность характеристик к данному объекту.
Кроме однопараметрических характеристик качества существуют и более сложные, которые, к сожалению, во многих теориях не упоминаются. Одной из таких многопараметрических характеристик является гармоничность, широко применяемая в области стандартизации.
Гармоничность характеристик (качества) означает, что эти характеристики не противоречат друг другу, взаимно не исключают друг друга и дополняют друг друга.
Для полного анализа качества информации необходимо рассмотреть отношения между характеристиками информации, которые подчеркивают некую условность характеристик
качества.
1. Релевантность и информационный объем. Если информационный объем мал (в контексте решаемой задачи) то такая информация не релевантна. Если он велик, то это затрудняет ее анализ и понимание и может создавать информационные барьеры, о которых еще в 70-х годах писал академик В.М. Глушков. Это тоже приводит к нерелевантности.
2. Понятность и понятийный аппарат. Понятность связана с понятийным аппаратом пользователя, который различен у разных людей, но должен быть одинаковым у специалистов равной квалификации и подготовки. Эта характеристика условна, так как ориентирована на
определенную квалификацию и подготовку пользователя.
3. Актуальность и оперативность. Информация может быть оперативной, но не актуальной; актуальной, но не оперативной; актуальной и оперативной. Эти две характеристики дополняют друг друга.
4. Надежность и достоверность. Эти характеристики можно рассматривать как синонимы. Достоверность определяется возможностью получения информации из других источников или возможностью получения результата другими методами. Если результат обработки или вывод не воспроизводим другим субъектом или методом, то он не может считаться надежным.
В теории искусственного интеллекта для полноты описания предметной области используют понятие оппозиционных переменных, которые дополняют обычные характеристики. Например, пара «достоинства и недостатки» в совокупности дает более полное описание объекта и позволяет на практике сопоставлять его по этой переменной с другими.
Таким образом, увеличение характеристик, определяющих качество информации, позволяет более эффективно оценивать качестве информации, информационных услуг и продуктов.