Дуальная система образования (часто используется термин сэндвич-программа) предусматривает сочетание обучение в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании студентов. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение. Дуальное образование активно практикуется в Германии; в последние 10-15 лет оно применяется в системе высшего образования ( подготовка специалистов, магистров). Государство при этом компенсирует путем различных выплат около одной трети затрат предприятия на профессиональное обучение. В области товароведения ( точнее в области ритейла) программы дуального образования разрабатывает Европейский институт торговли ( EuroHandelsInstitut).
Ритейлерам выгодно инвестировать в образование, поскольку "на выходе" они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. Более того, как показывают исследования, ритейлеры уверены, что после получения диплома выпускник останется работать именно у них, притом на условиях диктуемых торговой сетью.
В российском высшем образовании существует острая проблема, заключающаяся в том, что студенты-очники получают практические знания и средства к существованию вне стен вуза, лишь изредка посещая занятия. Результат этого - хорошие навыки ( и то если работа связана со специальностью), но нулевые знания в теории. Дуальное образование позволяет избежать этого. Как промежуточная форма данной системы может быть принят подход, исключающий свободное посещение студентами занятий. В процессе обучения студент работает на виртуальных фирмах, специально созданных вузом. На действующее предприятие студент направляется на ежегодной практике.