Здоровье интернов до настоящего времени не являлось предметом пристального внимания не только врачей лечебного профиля, но и гигиенистов. Причиной тому были, очевидно, с одной стороны чрезвычайно плотный поток абитуриентов в ГОУ ВПО медицинского профиля, с другой - переизбыток врачебных кадров, что, в конечном счете, не очень-то стимулировало организаторов здравоохранения размышлять над проблемами взаимной адаптации индивидуума и среды.
В последние годы кадровая ситуация, особенно в медико-профилактическом деле, весьма обострилась. Обострились и вопросы сохранения здоровья медицинских работникоsв на всех уровнях иерархической лестницы. Что же касается оценки здоровья интернов, то проанализированная нами научная литература за последние 10 лет показывает, если и встречались отдельные работы по данной проблематике, то они касались здоровья студентов. И даже в рамках требований социально-гигиенического мониторинга в них преобладала описательность: условия учебы и работы, режим труда, отдыха, питания, но тщательно обходится самый существенный вопрос: интерн уже не студент, но еще - не врач, а каковы реакции его организма в сложный переход от мышления и действий студента к мышлению и действиям врача? Каково воздействие на соматическое состояние интерна тех психологических несоответствий личности, отличной от учебной, новой трудовой нагрузки, режимов работы, новой формы общения в трудовом коллективе, которые составляют сущность формирования профессиональной компетенции.
Ни в одной гигиенической работе, которая выполнялась даже в соавторстве с психологами, мы не нашли подходов к тому, как нормировать учебную и трудовую нагрузку интерна, исходя из особенностей психологического типа личности. Это не означает, что процесс обретения компетенции должен быть абсолютно дуализированным: куратор - обучаемый. И, тем не менее, никто не станет отрицать, что репрезентация любого информационного потока может успешно осуществляется только за счет включения в определенной последовательности ведущих психических функций, иерархия которых строго индивидуализирована, как показал еще в 20-х годах ХХ столетия швейцарский ученый Карл Густав Юнг.
Мы использовали методику современных последователей К.Юнга И. Майерс и К. Бриггс, Д. Кейрси (США. 1998-2003 гг.) по типированию личности в процессе гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки интернов всех факультетов Ростовского государственного медицинского университета. В разработку были включены материалы на 300 интернов. В лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте осуществлена оценка учебной и трудовой нагрузки в условиях РостГМУ (2006-2008 г.) и реального Территориального отдела Управления Ростпотребнадзора по Краснодарскому Краю в Кущевском, Крыловском и Павловском районах.
Нами использована шкала трудности предметов с первого по шестой курс, разработанная д.м.н., доц. Жижиным К.С. и к.м.н., асс. Егоровой Н.А. на кафедре гигиены РостГМУ под руководством д.м.н., проф. Квасова А.Р. Изучены условия обучения в учебных, лекционных помещениях, уровень здоровья, структура заболеваемости интернов, оценены ответные реакции на учебную и трудовую нагрузку с помощью распространенных, ставших классическими психофизиологических методик. Проведено психологическое типирование личности интернов с выделением темпераментных групп по методике Д. Кейрси (США, 1989 г.). Исследование соответствия учебной нагрузки возможностям организма интерна мы осуществляли на фоне трех режимов обучения: единое задание для всех в обычной по составу и численности группе (12-14 чел.); индивидуальное задание каждому в такой же группе (12-14 чел.); одно задание на малую группу из 2-3 интернов.
В первой части эксперимента допускалось "стихийное" формирование малых групп, во второй - целенаправленное. Наши данные показывают, что дозированная нагрузка в малой группе реализуется вдвое качественнее, в чем при других формах обучения. Когда же формируется малая группа целенаправленно, то показатели умственной работоспособности интернов возрастают почти в три раза (при r =0,89, р<0,05). И особенно в том случае, когда формируется синергичная среда взаимодействия между интернами.
С нашей точки зрения, учет психологических особенностей личности должен играть одну из первостепенных ролей в процессе формирования её профессиональной компетенции. Игнорирование этой установки приводит к отклонениям в работоспособности на функциональном уровне, что подтверждается нашими исследованиями, а она не может не рассматриваться иначе, как доклиническое проявление снижения уровня здоровья.
Иными словами, в этом случае риск развития соматического, а главное психосоматического заболевания за счет перенапряжения адаптационных механизмов организма значительно возрастает. Психологическое типирование личности - важный элемент социально-гигиенического мониторинга когортного нездоровья интернов: с момента формировании контингентов абитуриентов до выхода их на самостоятельный профессиональный путь. Психологические портреты интернов по данным, находящимся в нашем активе имеют тесную корреляционную связь с профнаправленностью личности. Причем, если на младших курсах подобных совпадений не более 30%, поскольку индивид еще не определился в своих профессиональных планах на будущее, то среди старшекурсников, и тем более, - интернов этот показатель возрастает до 67-83%.
Резюмируя сказанное, хотим заметить, что определение психологического портрета личности студента может и должно стать обязательным компонентом в вопросах формирования учебных планов вуза и, прежде всего распределения нагрузки на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Это является залогом не только высокой профессиональной компетенции интернов, но в значительной степени влияет на их уровень здоровья.