История кафедры зоологии Ульяновского государственного педагогического университета насчитывает более 70 лет! В условиях провинциального вуза существуют проблемы развития кафедры, которые связаны прежде всего с удалением от научных центров и дефицитом финансовых средств. Поэтому огромное значение приобретают европейская интеграция высшего образования, которая подразумевает тесную взаимосвязь науки и высшей школы.
Общая стратегия развития включает: основную инновационную деятельность, развитие инновационных технологий, разработку программ магистратуры (12 программ для Экологического и Естественнонаучного образования), разработка междисциплинарных спецкурсов, повышение общего уровня преподавания учебных дисциплин по кафедре, повышение уровня образования студентов, привлечение внебюджетных средств (фонды, гранты, проекты, хоздоговоры); компьютеризацию учебных курсов, разработку дисков, мультимедийных технологий;
Развитие научных направлений: исследование биоразнообразия (энтомология, орнитология, ихтиология), популяционная биология, биогеография, микробиология, общая экология, фенетика, эволюционная биология, охрана природы. Развитие экологической школы связано с открытием аспирантуры по специальности 03.00.16 - Экология и специализированного Ученого совета по защите кандидатских диссертаций.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в организации национального парка "Сенгилеевские Горы"; в выполнении кадастровых работ по ООПТ и инвентаризации фауны Ульяновской области; в научных проектах и изданиях РАЕН; в грантах РФФИ и РГНФ.
Рост материально-технической базы кафедры основан на поддержке и развитии структуры Биостанции (проведение полевых практик и создание Лаборатории по мониторингу особо охраняемых природных территорий), рекламно-просветительской и издательской деятельности Зоологического Музея.
Возрастание роли принципов гуманизма и духовности в преподавании дисциплин биологического цикла включает освоение творческого наследия А.А. Любищева, издание его работ, функционирование "Открытого Университета Любищева", внедрение в учебный процесс прижизненных методов изучения животных, развитие биоэтики, этического и духовного компонента в естественнонаучных циклах.