Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Актуальность вопроса интеграции европейской и русской систем образования обусловлена образовательными и воспитательными проблемами в условиях гуманитарного кризиса в России, поиском ответа на вопросы повышения нравственности, жизнеспособности нашего общества, обеспечением национальной безопасности, поскольку XX век актуализировал духовно-нравственные аспекты цивилизации.

Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому, отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. Центральным вопросом формирования духовности и нравственности, по мнению таких ученых как В.А. Федорова, В.М. Филлипова, А.И. Шемшуриной [1], является проблема свободы человека, поскольку процесс воспитания ее ограничивает и определяет социальные рамки поведения. В то же время дар свободы великий, но и страшный дар: без него не раскрывается личность, но в свободе же и источник всех трагедий, всех испытаний человека. Свобода ставит нас перед дилеммой добра и зла. Данная проблема по-разному рассматривается в рамках цивилизационной и формационной парадигм, образовательных парадигм Европы и России. Вне развития свободы нет смысла в воспитании, иначе оно превращается в подавление личности. Но развить свободу - не означает ли углубления в сознании индивида права выбора, возможности ухода им в сторону зла? Современный человек до сих пор учится отстаивать в себе добро, он чрезвычайно легко поддается соблазнам и искушениям массовой культуры. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в жизни, что оно легко отстраняет добро в душе индивида. Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что задача общества только «поставить на ноги», - а направление пути - это уже не забота общества, но личности. Такая позиция не только не допустима, но она мировоззренчески пагубна. Аналогичную ситуацию, сложившуюся с системой американского образования описывает П.Дж.Бьюкенен в книге «Америка против Америки» [2]. Где также поднимается вопрос кризиса духовности и как следствие - образования. Европейская интеграция образования - возможно тот медиатор, который даст второе дыхание системе образования в целом, в случае, если адаптировать интегрирующиеся элементы к конкретной среде, не попадая под влияние обыденного механицизма процесса.

В свете современной антропологии образования с превалирующим постмодернистским мировоззрением основные вопросы нравственности получают новое освещение, "расширенный" смысл. И общая их задача - освободиться от той поверхности, которая присуща определенным массовым течениям современной цивилизации, поскольку вера в душу человека, как основа оправдания всего воспитания и существования нравственности, надлежащим образом переосмысливается в современном мировосприятии, в учениях о человеке и его свободе. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и скрытые целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную однородность. В современных философских концепциях понятие «образование» означает способность, возможность и систему формирования образов, причем разнообразных образов. Если в сциентистски-ориентированном образовании единственной целью является приращение нового знания, то в более широко понимаемом, культурном образовании, могут доминировать поиски и других жизненных ценностей, смыслов, образов.

Понятие «образ», имеющее огромную смысловую наполненность, занимает центральное место в мировоззренческой системе культуры современного постиндустриального общества. Образ также - костяк культуры, он играет роль структурного принципа, гарантирующего целостность всей системы. Образование - процесс продуцирования и усвоения информации и формирования духовности. Смысл образования по Ж. Бодрийяру [3] - «смыслопроизводство», что на наш взгляд является актуальным для современного российского и европейского общества. Мы говорим о том, что в постиндустриальном обществе мы имеем информационно- компьютерный способ производства. И это результат деятельности сферы разумного - ноосферы. Несмотря на то, что человек живет в поле разумного, является его источником, осознания своего «сознания», сопричастности к творению реалий общества в обществе мы не наблюдаем. С чем это связано? Массовость сознания людей, получивших неограниченный доступ к виртуальной реальности, которая в свою очередь создает иллюзию жизни, иллюзии претворяются в социальных мифах. Данное положение вещей тормозит развитие общества. Фаза постиндустриализма может затянуться на продолжительный срок. И, возможно, что следующий этап развития общества, следующая формация - формация культурнопроизводственная. Формация, сохраняя общие принципы экономического развития, сместит акценты в область культуры. Правда возникает вопрос, - какой именно культуры? И, следовательно, не область культуры будет сферой обслуживающей производство, а наоборот.

Необходимо признать, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного. При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля подготовки знаний (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Обесценен идеал служения образованного человека своему народу: глобализация рынка образования и рынка труда, помимо несомненных позитивных следствий, ведет к космополитизации образовательной деятельности. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста. «Догоняющий» характер модернизации российского образования, как и всех реформ в целом, во многом определяет значительный объем заимствований западных моделей организации образовательного процесса, программ и методик обучения и в целом концепций образования, что не может не привести к оттеснению на задний план национальных образовательных и воспитательных традиций, размыванию национальной культурной идентичности. Эти моменты негативно сказываются на духовном состоянии и самочувствии учащейся молодежи, способствуют отчуждению российского образования от духовных целей и ценностей. Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции - разрыв духовности и образования. Поскольку получение образования, как правило, по времени совпадает с возрастом наиболее интенсивной социализации, ослабление необходимой корреляции между образованием и духовностью влечет за собой серьезные и несущие социальную опасность нарушения процесса социализации, когда вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок у молодежи закрепляются нигилистические, даже антисоциальные представления и модели поведения. Единство образования и духовности, их тесная взаимосвязь представляются нам не только важной характеристикой российской культуры, одной из наиболее важных констант общечеловеческой, но и ответом на поднимающиеся вопросы интеграции систем образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в 19 в. // Педагогика - 2000 - №5; Филлипов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Педагогика - 1999 - №3; Шемшурина А.И. Этика христианских заповедей. // Этическое воспитание - 2001 - №1.
  2. Бьюкенен П.Дж. «Америка против Америки», М.: ООО Издательство АСТ, 2004 - 444с.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: "Добросвет" 2000 - 387 с.