Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.
В широком смысле демографическая политика отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле - рассматривается как одна из ее составляющих, наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.
Основными элементами политики народонаселения являются:
- влияние на условия труда (определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости работоспособной части населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.);
- улучшение жизненных условий всех слоев населения (повышение реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
- воздействие на воспроизводство населения (естественное возобновление поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
Последний элемент трактуется как демографическая политика. В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:
- изменение характера процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;
- влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.
Семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.
Практически все аспекты социальной и демографической политики затрагивают интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности.
Демографическая и семейная политика призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Рассмотрим региональные особенности демографической и семейной политики.
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на начало 2008 года составила 891,3 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель рождаемости по республике соответствует среднероссийскому уровню, при этом показатель смертности в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране. Динамика показателей, характеризующих воспроизводство населения, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика основных демографических показателей КБР за 2006-2007 годы и
1 полугодие 2008 года
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
6 мес. 2008 г. |
Число родившихся, тыс. чел. |
9,3 |
11,4 |
5,6 |
Число умерших, тыс. чел. |
8,8 |
8,5 |
4,2 |
в том числе детей в возрасте до года, тыс. чел. |
0,15 |
0,125 |
0,037 |
Естественный прирост населения, тыс. чел. |
0,5 |
2,9 |
1,4 |
Коэффициент рождаемости, на 1000 чел. |
10,4 |
12,8 |
12,7 |
Коэффициент смертности, на 1000 чел. |
9,8 |
9,5 |
9,4 |
Коэффициент младенческой смертности, на 1000 родившихся |
16,1 |
11,4 |
6,4 |
Коэффициент естественного прироста, на 1000 человек |
0,6 |
3,3 |
3,3 |
Следует отметить, что за последние 15 лет динамика естественного прироста приобрела регрессивный характер. Если в 1990 году общий коэффициент естественного прироста составлял 8,8 на 1000 человек населения, то в 2005 году он достиг практически нулевой отметки (-0,1 человек), а в 2007 году увеличился и составил 3,3 в расчете на 1000 человек населения.
По сравнению с 1990 годом рождаемость населения снизилась почти в 2 раза (с 20 родившихся на 1000 человек населения в 1990 году до 12,8 - в 2007 году и до 12,7 в 1 полугодии 2008 года). Современные параметры рождаемости намного меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,13 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.
Одним из существенных факторов, повлиявших на динамику демографических показателей, явился экономический кризис 90-х годов, вызвавший снижение реальных доходов населения. Достаточно высокий уровень бедности населения сохраняется и в настоящее время. Так, в 2006 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 19,8 % (по предварительным данным 2007 год - 18%). Основную часть бедных семей составляют многодетные семьи (с тремя и более детьми).
Остро ощущается недостаточность средств, выделяемых на поддержку семей с детьми. Уже в течение 6 лет не меняется размер ежемесячного детского пособия, составляющий 70,0 рублей, или всего 2,8% прожиточного минимума. С учетом инфляции реальное содержание детского пособия снизилось за эти годы в 2,5 раза.
Вместе с тем необходимо отметить, что спад рождаемости, произошедший в течение последних лет, нельзя объяснять только снижением уровня жизни населения. Влияние оказало изменение воспроизводственных установок населения в сторону уменьшения числа детей, что обусловлено общемировыми тенденциями и характерно для большинства экономически развитых стран. В республике все большее распространение получает однодетная модель семьи.
В течение последних лет увеличилась смертность населения - с 8,5 умерших в расчете на 1000 человек населения в 1990 году до 9,8 в 2006 году (9,5 в 2007 г., 9,4 - в 1 полугодии 2008 года). При общей тенденции роста смертности населения следует отметить чрезвычайно высокую смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень смертности трудоспособных мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности женщин, а в возрастной категории от 25 до 30 лет - в 7,7 раза превышает уровень смертности женщин.
Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности. В 2007 году коэффициент младенческой смертности составил 11,4 на 1000 родившихся (2006 год - 16,1, 1 полугодие 2008 года - 6,4). Смертность новорожденных остается в 1,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, и в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. По данному показателю республика находится в числе 5 самых неблагополучных регионов страны.
Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детского контингента. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 29,8 % в 1990 году до 20 % в 2007 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 55,9% в 1990 году до 64,2% в 2007 году, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за этот же период с 14,5 % до 15,8 %.
Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста привело к снижению иждивенческой нагрузки за 1990-2006 годы с 806 до 575 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста (за 2007 год и 1 полугодие 2008 года сведения отсутствуют).
Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы. В течение последних 15 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции. Если в прежние годы миграционная убыль компенсировалась относительно высоким естественным приростом населения, то за последние 5 лет в результате оттока на фоне резко сократившегося естественного прироста численность населения республики уменьшилась на 9,8 тыс. человек. В 2006 году миграционная убыль населения составила 3,3 тыс. человек, это самый высокий показатель оттока населения за последние 10 лет.
Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка мест приложения труда, высокий уровень безработицы (в 2006 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 92 тыс. человек), низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Интенсивный отток из республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению интеллектуального потенциала Кабардино-Балкарии.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по устранению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации в республике.
Для улучшения демографической ситуации, повышения рождаемости и снижение смертности населения, укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни населения разработана республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, внебюджетных средств. Объем финансирования за счет всех источников оценивается в 1758 млн. рублей, в том числе:
- из федерального бюджета - 978,7 млн. рублей;
- из республиканского бюджета - 584,3 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 195,0 млн. рублей.
Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в республике и достичь следующих результатов:
- повышение рождаемости с 10,4 до 15 на 1000 человек населения;
- снижение смертности с 9,8 до 8,9 на 1000 человек населения;
- снижение младенческой смертности с 16,4 до 9 на 1000 родившихся;
- увеличение средней продолжительности жизни с 69,3 года до 75,3 года.
Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде должна иметь реализация новых мер материальной поддержки семей с детьми.
В целях материального стимулирования рождаемости, поддержки молодых семей и женщин, желающих иметь детей, при рождении второго или последующих детей после 1 января 2007 года предоставляется дополнительная мера государственной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения - материнский (семейный) капитал. На сегодняшний день размер капитала с учетом индексации составляет 271,25 тыс. руб.
Установлен новый порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В настоящее время размер выплаты указанного пособия с учетом индексации составляет 1627,5 руб. на первого ребенка и 3255,0 руб. на второго и последующих детей. С 1 июля текущего года размер пособия увеличился на первого ребенка до 1657,5 руб., а на второго и последующих детей - до 3315,0 руб.
Основной мерой государственной поддержки семей с детьми, направленной на улучшение демографической ситуации на республиканском уровне, является реализация мероприятий по предоставлению женщинам, достойно, воспитывающим пять и более детей, новой государственной награды - медаль «Материнская слава». Одновременно с вручением медали предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения из расчета 10,0 тыс. рублей на каждого ребенка. По состоянию на 1 июля 2008 года на учете в республиканской базе данных состоит 2294 женщины указанной категории. Из 27 многодетных матерей Кабардино-Балкарской Республики награжденных медалью «Материнская слава», десять женщин, воспитывающих 10 и более детей, получат 1 сентября текущего года - в День государственности КБР микроавтобус «ГАЗель».
Законом на территории республики установлен статус многодетной семьи, а также дополнительные виды материальной поддержки материнства и детства.
С 1996 года на территории республики многодетной считается семья, воспитывающая троих и более несовершеннолетних детей.
Дополнительные виды материальной поддержки - это пособие по уходу за ребенком до 3 лет (230,0 руб.), пособие по уходу за ребенком-инвалидом (200,0 руб.).
На сегодняшний день, в соответствии с данным законом, единой системой пособий на детей охвачено 96 087 граждан республики, в том числе:
- получателей ежемесячного пособия на детей - 87 952 (141 554 детей);
- получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет - 7 722 (7 769 детей);
- получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом - 413 (414 детей).
С 2008 года назначается и выплачивается новый вид пособия гражданам, имеющим детей - единовременное пособие при рождении ребенка в размере 2,0 тыс. рублей, На сегодняшний день единовременное пособие при рождении ребенка назначено и выплачено 650 новорожденным на общую сумму 1 323,0 млн. рублей.
Еще одной важной мерой государственной поддержки семей с детьми станет выплата, начиная с 1 января 2009 года, единовременной адресной социальной помощи на строительство или приобретение жилья при рождении пятого или последующего ребенка в размере 250,0 тыс. рублей (без учета индексации).
Особое внимание уделяется социальной поддержке нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, изыскиваются новые формы поддержки семей с детьми.
Многодетным малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 30% от начисленной суммы.
Семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет, предоставляется льгота в размере 50 % по оплате жилищно-коммунальных услуг; бесплатный проезд к месту лечения и обратно; единовременная материальная помощь на приобретение дорогостоящих медикаментов; лечение детей-инвалидов за пределами республики.
Также осуществляется первоочередной прием и льготная родительская оплата за содержание в детских дошкольных учреждениях детей из многодетных, малообеспеченных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Учащимся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из многодетных семей предоставляется бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий.
Детям из многодетных семей, не достигших 15 летнего возраста, предоставляются бесплатные путевки в детские оздоровительные учреждения республики.
Особую роль в реализации государственной социальной политики, направленной на обеспечение системы защиты семей, в том числе семей с детьми, профилактику семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних играют учреждения (центры) социального обслуживания семьи и детей. Деятельность центров направлена на проведение социальной и психолого-педагогической коррекции ребенка, восстановление его связей с семьей, защиту прав ребенка до определения его дальнейшего жизнеустройства, предоставление широкого спектра медико-социальных, психолого-педагогических, социально-экономических, юридических, реабилитационных услуг населению.
Свою работу центры проводят в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, образования, здравоохранения, внутренних дел и другими структурами.
На начало 2008 года функционируют 14 центров социального обслуживания населения по месту жительства, а также 6 центров социальной помощи семье и детям. Это такие государственные учреждения, как:
- Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр "Радуга" на 310 койко-мест;
- Республиканский центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе на 60 койко-мест;
- Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Нальчике на 100 койко-мест;
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в с. Куба Баксанского района на 30 койко-мест;
- Центр социальной помощи семье и детям в Эльбрусском районе на 30 койко-мест;
- Центр социальной помощи семье и детям в Прохладненском районе на 30 койко-мест.
Перспективными направлениями развития центров являются: разработка и апробация новых технологий работы с детьми и семьями. В конце 2007 года на базе Республиканского социально-реаби-
литационного центра для несовершеннолетних в г. Нальчике «Намыс» открыты:
- отделение реабилитации для женщин с детьми от 0 до 3 лет;
- отделение семейно-воспитательной группы.
Не менее важное место в системе мер социальной поддержки семей с детьми занимает организация круглогодичного отдыха и оздоровления детей и подростков. Из года в год для детей из многодетных и малоимущих семей, воспитанников интернатных учреждений, детей-инвалидов, детей группы «социального риска» и других категорий, нуждающихся в особой заботе государства, проводится оздоровительная кампания за счет средств федерального бюджета.
В целях оказания материальной поддержки семьям с несовершеннолетними детьми ежегодно проводится общереспубликанский субботник в поддержку детства. Помощь в канун нового учебного года получают дети школьного возраста из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты и дети-инвалиды в размере 1000,0 рублей на каждого ребенка.
Ежегодно организовываются республиканские декады, посвященные Международному дню семьи, Дню защиты детей, Всероссийскому дню матери, Международному дню инвалидов. В рамках декад, на республиканском и муниципальном уровнях, проходят: праздничные мероприятия, торжественные собрания, чествования многодетных матерей, семейных династий, благотворительные акции с участием различных семей, женщин и детей, нуждающихся в особой заботе государства, с вручением ценных подарков и призов каждому участнику. Так, в 2006 году на эти цели из средств республиканского бюджета КБР было выделено 446,5 тыс. рублей, в 2007 году - 550,0 тыс. рублей, в 1 полугодии 2008 года - 200,0 тыс. рублей.
Таким образом, семейная политика является одним из важных рычагов, с помощью которого можно повлиять на демографическую ситуацию. Пришло время признать, что семья является главной ценностью для государства. Большая ответственность в формировании идеала крепкой и благополучной семьи ложится на СМИ, которые могут и должны сыграть большую роль в пропаганде здорового образа жизни, отцовства и материнства, семейного воспитания и семейного долгожительства.