Управленческий аудит разновидность сопутствующих аудиту услуг. Управленческий аудит - «системное исследование и оценка всего комплекса экономических показателей деятельности организации, основанные на разложении информации в ее многообразных аспектах и определяющих ее факторах на элементы и их изучении во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей»1.
Неудача при выполнении стратегического плана может иметь катастрофические последствия. В лучшем случае организация может добиться приемлемого уровня результативности за счет удачи и применения быстрого тактического мышления. В худшем - прекратить свое существование. Современное бизнес-сообщество наводнено останками компаний, не сумевших реализовать свои стратегические замыслы. Причина краха стратегических планов кроется в неумении реализовать имеющийся план. Помочь организации выбрать верную стратегию развития и успешно ее придерживаться позволить система управленческого аудита, как сопутствующая аудиту услуга.
При проведении управленческого аудита очень часто аудитор сталкивается со стратегическими разрывами. «Стратегический разрыв - разрыв между желаемым финансовым и стратегическим развитием и оценкой неизменяемой политики» [1, с. 266]. Стратегический разрыв реален и существует в большинстве организаций. Часто незаметный взгляду, этот разрыв представляет собой явную угрозу не только будущим успехам, но и элементарному выживанию организации и оказывает сильнейшее влияние на эффективность действий руководителей компании и работающих под их началом сотрудников.
Теории стратегических разрывов:
- дескриптивная теория - заключается в том, что стратегического разрыва избежать невозможно. Стратегия и планы организации являются естественным результатом ее действий в попытках приспособиться к изменчивой окружающей среде;
- прескриптивная теория - формальный стратегический менеджмент есть необходимое условие успешной деятельности организации, особенно в тяжелые времена. Согласно этой точке зрения, принять вызов означает выработать стратегию, которая предусматривает возможные в будущем трудности и оставляет адекватные планы.
Чем более сложной и хаотичной будет внешняя среда, тем существеннее будет увеличиваться разрыв между планами и результатами. Все разрывы, с которыми сталкивается аудитор, возникают в результате того, что компания не смогла реализовать свои стратегические замыслы, могут быть классифицированы, как:
1. Разрывы, возникающие по вине руководства.
2. Разрывы, вызванные бизнес-процессами.
3. Разрывы, вызываемые применяемыми технологиями
Помочь организации преодолеть стратегические разрывы поможет управление корпоративной эффективность. Управления корпоративной эффективностью (ВРМ) - «многообразные технологии управления и подходы к реализации и контролю результативности деятельности предприятия. Хотя существует большое число разнообразных методологий, например система сбалансированных показателей деятельности (Balanced Scorecard), функционально-стоимост-
ной анализ (Асtivitу Ваsed Соsting), методология Stern Steward ЕVА. Для управления эффективностью деятельности предприятия необходимо создавать новые комбинации существующих методологий»[3, с. 37].
Основные процедуры управления эффективностью бизнеса и соответствующие инструменты их использования, используемые аудитором при проведении управленческого аудита, представлены в таблице 1.
Таким образом, достоинства управления корпоративной эффективностью неоспоримы. Согласно исследованиям Gаrther, тот, кто первый поймет и применит преимущества систем управления корпоративной эффективностью, не останется без награды. Предприятия, которые смогут эффективно внедрить системы управления эффективностью бизнеса, значительно превзойдут своих конкурентов. Та же компания указывала, что в 2005 году 40% предприятий используют в своей деятельности решения, предлагаемые ВРМ-системами.
Таблица 1. Основные процедуры и инструменты управления эффективностью бизнеса
Процесс |
Подпроцессы |
Инструментарий |
Вводные данные |
Результат |
Формулировка |
Анализ внешней среды |
- |
Цели и миссия Внешние исследования Результаты анализа |
Цели организации
Стратегии
|
Анализ ресурсов |
Бенчмаркинг Портфельный анализ |
|||
Анализ групп влияния |
Мэппинг групп влияния |
|||
Выработка сценария |
Матрица «продукт - рынок» Зоны прибыльности |
|||
Анализ |
Оценка сценария |
SWOT-анализ |
Различные стратегические сценарии |
SWOT-анализ
Сводный |
Выбор сценария |
Портфельный анализ Анализ цепочки начисления стоимости Анализ прибыльности, затрат и результатов, биржевой стоимости акций, финансовых коэффициентов, чувствительности, движения денежного потока, безубыточности, использования ресурсов |
|||
План |
Тактический план: |
Ва1аnced Scorecard EconomicValue Add (EVA)
Операционный |
SWOT-анализ Сводный финансовый план Прогноз |
Тактические Глобальные цели |
Выделение ресурсов |
Планирование выручки, производства, капитальных |
Сводный стратегический план
Тактические Глобальные цели |
Финансовый план (бюджет) Прогноз движения денежных средств Пороговые уровни |
|
Рассмотрение бюджета |
- |
|||
Планирование |
- |
|||
Передача |
Изменение поведения для реализации |
Web-порталы Конференции Совещания |
Стратегические и тактические действия |
План действий |
Мониторинг |
Пересмотр финансового плана, тактического плана, допущений Отчет о произведенных транзакциях
Контроль деловой |
Ва1аnced Scorecard Предупреждения |
Текущие итоги
Предупреждение |
Обновленные итоги анализа с уточнением отклонений |
Прогнозирование |
Статистическая экстраполяция Сбор и рассмотрение прогнозов Оценка сценариев Передача информации |
Анализ временных рядов
Анализ
Анализ смены |
Текущие итоги |
Статистическая
Поправки |
Отчетность |
Формирование
Корректировка и аудит для финансовой Анализ результатов |
|
Текущие |
Отчеты менеджеров
Консолидированная финансовая |
Успешное внедрение и использование систем управления корпоративной эффективностью позволит избежать стратегического разрыва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М. :Издательство «Финпресс», 2000.
- Управленческий учет и отчетность. Внедрение и постановка / Аверчев И.В. - М. : Вершина, 2006.
- Ковени М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / Майкл КОВЕНИ, Деннис Гэнстер,Брайн Хартлен, Дейв Кинг: Пер.с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.
1 Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости, 2002, №10, с. 28.