Построение учетного процесса неразрывно связано с организацией бухгалтерского учета на предприятиях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые можно рассматривать как совокупность действий лиц, на которых возложена обязанность по управлению бухгалтерским учетом и его конкретным ведением, по достижению внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия элементов учетного процесса. Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что основными элементами учетного процесса являются: документация, документооборот, технология обработки учетных данных, отчетность, инвентаризация, структура и функции бухгалтерского аппарата.
Понятие «учетный процесс» выделилось в современных условиях благодаря многолетнему теоретическому и практическому опыту работы предприятий и организаций различных форм собственности.
В соответствии с государственной системой норм и правил организации и ведения бухгалтерского учета при формировании учетного процесса следует помнить что:
- имущество, обязательства и другие факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении;
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам предприятия, а также по операциям с иностранной валютой производятся в рублевых суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции.
- каждый факт хозяйственной деятельности должен быть подкреплен соответствующими документами, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке, а первичные документы, составленные на других языках, должны иметь построчный перевод на русском языке.
Для эффективной организации бухгалтерского учета, учетный процесс на предприятиях или в организациях любой формы собственности можно представить как текущее наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных операций, т.е. документирование фактов хозяйственной деятельности, заключающееся в оформлении или составлении первичных учетных документов. А так же систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных документах, т.е. техническая обработка первичных данных, пригодных как для управления предприятием, так и для составления отчетности. Это в первую очередь, систематизация данных в учетных регистрах (журналах-ордерах, таблицах, машинных носителях и т.п.). Особого внимания заслуживает то, что при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За разглашение которой, они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Неотъемлемой частью эффективной организации бухгалтерского учета является также, составление форм бухгалтерской отчетности, представляющих единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятий и организаций, независимо от форм собственности и вида деятельности. Бухгалтерская финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным государством, вышестоящей организацией или самим предприятием формам.
Следующим этапом эффективности организации бухгалтерского учета является представление и использование учетной и отчетной информации для успешного развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оперативного принятия управленческих решений, а также для доступа к ней внутренних и внешних пользователей. Первичную стадию в учетном процессе - наблюдение, измерение и запись операций в документах, в результате которой исходная информация регистрируется в документах, называют «первичным учетом», который предполагает, что на предприятии на основе изучения объектов учета, структуры производства и управления создается структурное подразделение - бухгалтерия.
Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные документы; внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств механизации и автоматизации учета; построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.
Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.
Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.
Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
Таким образом, по нашему мнению, только хорошо наложенные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации, при использовании любого типа организации структуры бухгалтерии, дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.