Глобальная проблема современного образования - формирование личности полноценной, обладающей развитым социальным и личным интеллектом. Такая личность, способная найти компромисс между личным «Я» Маслоу и коллективным «Мы» Гегеля, и оценивающая адекватно как себя, так и другого человека, живущая по принципу «Я настолько свободен, насколько моя свобода не наносит ущерба свободе другого человека», может быть признана идеальной личностью. Понятно, что достижение идеала невозможно, но почему бы не стремиться к этому. Наша дальнейшая эволюция невозможна без нравственного массового экологического воспитания, которое включает в себя такие направления как экология человека, экология жилища, региональная экология и т.д. Введенное австрийским геологом Э. Зюссом, понятие земной оболочки как сферы, дополненное русским ученым В.И. Вернадским, гласящее «...более или менее правильные концентрические слои, охватывающие всю Землю, меняющиеся с глубиной в вертикальном разрезе планеты и отличающиеся друг от друга характерными, только им свойственными, особыми физическими, химическими и биологическими свойствами» считается классическим. Экология человека, как наука, должна базироваться на понятии - здоровье, которое само по себе является комплексным в своем определении. Так как включает не только физическое здоровье человека, но и его психическое, моральное и материальное состояния, которые все вместе и образуют сферу под названием «экология человека».
Достоверно, что оценка одного человека другим происходит согласно мере своих собственных способностей. Примитивный человек при контакте с более сложной личностью, пытается подогнать ее под свой уровень понимания, тем самым, пытаясь упростить сложную личность до себя, таким же образом он оценивает и сферу своего обитания, считая, что все в мире существует исключительно для удовлетворения его потребностей. Соответственно, люди, имеющие правильное представление о самих себе, более правильно оценивают других и не пытаются мыслить по шаблону.
Человек, адекватно оценивающий себя и свое окружение, просто не сможет негативно относиться к среде своего обитания - дому, городу, району и в целом к планете. Понимание ценности и уникальности человеческой жизни, человеческих отношений неминуемо приведет к грамотному и бережному природопользованию. Наше нынешнее бездумное, потребительское отношение к своей среде обитания способствует углублению экологического кризиса. Человечество само загоняет себя в тупик. Ресурсы планеты, да и Вселенной в целом не бесконечны, человек в процессе своей жизнедеятельности уже вступил в противоречие со средой своего обитания. Отделяя себя от природной среды, ставя превыше всего свои собственные, зачастую очень эгоистические интересы, человек поступает как вирус, попросту убивая наряду с природной системой и самого себя. Об этом свидетельствует вся история человечества: бесконечные войны, межэтнические конфликты, хищническое отношение к природным ресурсам и т.п. Особое внимание стоит уделить людям, стоящим во главе государств, поскольку именно они принимают судьбоносные для страны, а возможно и для планеты решения. Такие люди - лидеры должны обладать более развитым социальным и личным интеллектом (по сравнению с остальным населением), служить примером для нации и помнить одну простую истину «настоящий интеллигент тот, кто остается таковым наедине с собой, без зрителей».
Понимание человеком простой истины «существование вне природной среды невозможно» должно стать доминирующим в мышлении современного человека. Ведь изменения в природной среде неминуемо приводят к изменению самого общества. Неслучайны высказывания В.И. Вернадского о человеке, как о геологической силе, могущей изменить лик Земли. Его учение о ноосфере - сфере разума так же вызвано беспокойством о судьбе и пути развития человечества. Просто необходимо формирование экологического менталитета у людей всей планеты, независимо от их национальной принадлежности, места проживания, рода занятий, сферы интересов, типа культуры, и особенно у подрастающего поколения.