Память - это отражение прошлого опыта. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы, ее свойство изменяться под влиянием воздействия, сохранять следы воздействия. Физиологической основой непроизвольного запоминания является образование временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы. В основе произвольного запоминания задействован более высокий уровень второй сигнальной системы. В проводимой работе наряду с оценкой типологических свойств личностей анализировались свойства памяти: быстрота запоминания, объем усвоенного материала, прочность сохранения в памяти, точность воспроизведения, готовность памяти к экфорированию. В фоновом периоде и после функциональных нагрузок исследовались показатели нервной системы: дозированная работа во времени - решение арифметических примеров с определением времени решения (сек), правильности решения (%); уровень производственного внимания по таблице Шульта-Платонова; скорость зрительного восприятия с определением значного показателя, процента ошибок; определение устойчивости ясного видения по таблице Сивцева с изображением колец Ландольта; скорость переключения внимания; длительность переработки вторсигнальной информации с определением показателей - длительность переработки информации, точность переработки информации, коэффициент прогресса; взаимодействие коры с подкорковыми образованиями головного мозга; тест САН с определением самочувствия, активности и настроения.
Полученные результаты характеризуют снижение ретенционных свойств у ряда личностных типов. У некоторых испытуемых лиц в ходе напряженной умственной работы, по сравнению с фоновым периодом, определено снижение процессов экфорирования информации. Среди показателей в деятельности нервной системы наиболее чувствительными явились скорость переключения внимания, длительность переработки вторсигнальной информации, взаимодействие коры с подкорковыми образованиями головного мозга, тест САН. Полученные данные использованы для оптимизации трудовой, воспитательно - образовательной деятельности.