В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.
В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся.
Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника характеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).
Субъектность характеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.
Личность характеризует социальное лицо, портрет человека.
Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму характер, отличающийся от всех других.
Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.
Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся
Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника
- Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
- Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
- Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
- Субъектная позиция четвертого уровня характеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и самоопределение личности.
- Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность.
Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:
- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;
- инициатива проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, характеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;
- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;
- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и самооценку;
- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее, решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и действия.
Средний уровень, если:
- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;
- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;
- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;
- выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения в оценивании себя;
- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем и недостаточная ответственность за свои поступки.
Низкий уровень, если:
- активность не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;
- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения норм литературного языка, речь отличается бедностью лексикона;
- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;
- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;
- наблюдается неготовность прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и брать ответственность на себя.
Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни, самостоятельный выбор, основанный на самопознании и свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.
Модель позволяет:
- чётко представить, какими показателями характеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
- определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
- показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.
На экспериментальных курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:
- Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на практике.
- Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
- Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:
- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни и учебной деятельности (в школе, вузе);
- ощущают продукт своей деятельности;
- чувствуют позитивные изменения в своем облике;
- им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.