Изучение физического здоровья человека, по мнению ВОЗ (1999), должно стать одним из приоритетов государства, так как физическое развитие является важнейшим критерием, характеризующим состояние организма индивида.
Здоровье есть интегративный показатель состояния организма, обеспечивающий гармоничное взаимодействие со средой обитания, самим собой и окружающим миром. При этом можно выделить различные аспекты здоровья человека: соматическое, психическое и социальное. Детальное изучение этих аспектов в конкретной экологической обстановке поможет разработать адекватные гигиенические меры, способствующие нормальному здоровью и прогрессивному развитию организма и личности подростка.
О плохом состоянии здоровья современного человека знает большинство населения. Особое внимание за последние годы уделяется анализу здоровья детей на разных возрастных этапах. Если в 90-е годы прошлого века медики диагностировали у 80-90% выпускников школ отклонения в здоровье, то, по данным диспансеризации 2002 года, у каждого ребёнка до 14 лет выявляется по 2 заболевания, а у подростков старше 14 лет - по 3-4 патологии. Один из ста тюменских подростков является инвалидом. Ухудшилось физическое развитие: 19-23% детей юга Тюменской области имеют низкое и ниже среднего физическое развитие. Данная картина мало изменилась за последние 4-5 лет.
Проблема сохранения здоровья школьников должна решаться на государственном уровне. Именно на школу государство возлагает важную задачу формирования здорового образа жизни и здоровья детей и подростков и обеспечения безопасности их жизнедеятельности. При этом общеобразовательное учреждение расширяет свои традиционные функции обучения, воспитания и развития учащихся за счёт новых функций, например, здоровьесберегающей, коррекционной, компенсаторной и других.
Установлена взаимосвязь между поведением человека и его здоровьем. Если здоровье на 50-70% зависит от образа жизни, поведения человека, то формирование здоровья педагогическими средствами должно рассматриваться как одно из самых важных. Результатом здоровьесберегающей деятельности школьников является уровень сформированности культуры здоровья, то есть ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление сохранить и приумножить свой потенциал.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 27.06.2008 г.