Один из восьми принципов менеджмента качества, на которых основана серия стандартов ИСО 9000:2000, относится к «Процессному подходу»: желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [1]. Непрерывность управления является основным преимуществом процессного подхода, которое он обеспечивает на стыках между отдельными процессами внутри системы процессов, а также при их соединении и взаимодействии [2].
Ко всем процессам может быть применена концепция «Планируйте - Делайте - Проверяйте - Воздействуйте» или «Цикл Деминга». В системе менеджмента качества данный цикл может быть применен внутри каждого процесса организации, а также по отношению к системе процессов в целом. Он тесно связан с планированием, внедрением, управлением и постоянным улучшением как процессов создания продукции, так и других процессов системы менеджмента качества. Управление следует организовывать на основе комплексов мероприятий, которые доказали свою эффективность:
Планируйте. На данном этапе устанавливаются цели и процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с требованиями потребителя и политикой организации. При выявлении целей определяются конечные сроки их выполнения. В процессе поисков необходимо консультироваться с людьми на предприятии, кто знаком с каждым отдельным процессом. На всех этапах прохождения цикла Деминга возникает проблема нехватки квалифицированных и подготовленных работников. Поэтому необходимо внедрять программы обучения и целенаправленной подготовки кадров.
Выполняйте. На данном этапе происходит внедрение процессов. Здесь следует помнить о том, что стандарты всегда несовершенны, поэтому необходимо полагаться на опыт и знания квалифицированных работников.
Проверяйте. Данный этап говорит о том, что необходимо проводить мониторинг процессов и продукции и измерять их по отношению к политике, целям и требованиям к продукции и сообщать о полученных результатах. Если все идет в соответствии с поставленными задачами и согласно требованиям стандартов, то соответственно никакой корректировки не требуется. Однако если обнаружено отклонение, то вмешательство руководителя для установления причины сбоя становится необходимым.
Воздействуйте. На данном этапе предпринимаются действия по постоянному улучшению функционирования процессов. Здесь применяются два различных действия, такие как исправление и предотвращение повторяющихся отклонений.
Поддержание в рабочем состоянии и постоянное повышение способности процессов может быть достигнуто путем применения концепции «Планируйте - Делайте - Проверяйте - Воздействуйте» на всех уровнях внутри организации. Данный цикл применяется ко всем процессам, как высокого уровня (планирование системы менеджмента качества), так и к простым производственным процессам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Международный стандарт ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- Международный стандарт ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования.