В начале ХХ века американским экологом В. Е. Шелфордом (1913) было выдвинуто правило, которое определяет «экологический стандарт» вида или популяции и обусловливает диапазон толерантности к жизненно важным системам природы. В ХХ1 веке это понятие стало особо актуальным в связи с глобализационными процессами, происходящими во всех сферах жизнеобеспечения общества для выживания человека не просто как биологического вида, но и как самого совершенного субъекта природы. В поисках путей совершенствования общества, мы обратились к историческим материалам, описывающим жизнь северокавказского сообщества. Исследования показали, что суровые природные условия проживания способствовали выработке у народов Северного Кавказа толерантности и высокого нравственного потенциала, без которого просто выжить в горных условиях было невозможно. С другой стороны, сама удивительная как по красоте, так и по характеру выражения воздействия на человека природа способствовала развитию у населения на протяжении многих веков черты глубокого почитания флоры и фауны, и в целом окружающей среды. Таким образом, горцы Северного Кавказа с малых лет получали традиционное экологическое воспитание, ядром которого было познание природы и самосовершенствование как два равных компонента этого процесса, что в зрелом возрасте помогало им чувствовать себя рыцарями природы. Такое взаимодействие с окружающей средой, где человек был наравне с природными объектами, давало ему возможность гармонично сосуществовать с ней и придавало ему уверенность в себе.
Ряд войн, происходивших на Северном Кавказе в конце ХУ111- Х1Х в, а затем и их последствия ярко отобразили степень изменения экологической культуры горцев в этот период, что было запечатлено в записях путешественников и исследователей Северного Кавказа. А реформы проведенные царизмом в середине Х1Х века, свели, практически на нет традиционную культуру горцев, резко изменив экологическое сознание народов, проживающих на этой территории. С тех пор прошло много времени, произошли коренные изменения, как в культуре, так и в образовании горских народов, однако до той экологической культуры, которая была описана многими путешественниками, исследователями, да и самими воевавшими на Северном Кавказе еще очень далеко.
В чем причина упадка кавказской цивилизации и что происходит в настоящее время? Использование современных информационных технологий позволили аккумулировать новые достижения различных наук для объяснения многих исторических явлений и процессов, происходивших в ушедшие века. Технологический прогресс, поставил человека как бы выше природных объектов, казалось бы, что индивид должен чувствовать себя сильнее, но в действительности он стал бессилен перед самим собой. Регулируя природные процессы, он потерял возможность регулировать самого себя как сложную систему, как субъект природы. «Развивая технику,- писал В.Вернадский, - человек не покушался на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого, как есть, ограниченным и физически и умственно»(1930). При таких условиях, никакие экологические законы, ограничения, правила, не помогут человеку в трудовой деятельности, если он с детства не будет обучен уважать себя, чувствовать свою силу и уверенность, прислушиваться к себе, познавать себя также как познает окружающий мир. Народная кавказская, традиционная педагогика была сильным регулирующим механизмом в деле конструирования горского человека, как равного природного субъекта. В конце Х1Х-первой половине ХХ века просветители Северного Кавказа сделали попытку повысить эколого-образовательный уровень народа и нравственное усовершенствование путем возрождения исторически сложившейся традиционной культуры горцев, но она не смогла образовать в условиях российской политики тех времен самостоятельного сильного течения и со временем и вовсе растворилась в национальных культурах.
Следует признать и тот факт, что природные объекты и человек как системы окружающей среды не адекватны друг другу, что, безусловно, вызывает противоречия между ними. Выход из такой ситуации в развитии адаптатационных технологий совершенствования и развития экологической культуры общества на основе традиционных культур, что создаст возможность гармоничного сосуществования природы и общества и обеспечит экологическую безопасность человека.