Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
И в этом отношении уникальным регионом является Северный Кавказ, в частности Ставрополье со своими знаменитыми Кавказскими Минеральными Водами. В VII веке до н.э. здесь обосновались легендарные скифы. Отсюда они совершали походы на Переднюю Азию, покорили Ассирию, Индию и дошли до Египта. Для умерших царей и вождей скифы строили грандиозные усыпальницы, над которыми возводили курганы. В них были найдены уникальные вещи. Яркие страницы в истории края оставили сарматы и аланы. Степи Предкавказья активно заселяли северо-кавказские племена кобанской культуры. Ставрополье испытывало нашествие многочисленных кочевых племен: гуннов, хазар, половцев, монголов. Здесь формировались болгарские племена, часть которых переселившись на Дунай, вместе со славянами создала Болгарское государство.
В средние века через Ставрополье пролегала северная трасса Великого Шелкового пути. VIII-Х вв. н.э. явились подлинным расцветом культуры проживающих здесь племен. На территории края возникли многочисленные крепости, поселения и города. Крупнейшее из них Татарское городище располагается на южной окраине Ставрополя.
В ХIII в. Предкавказье завоевали монголо-татары. На месте нынешнего Буденновска они построили город Маджар - столицу Золотой Орды на Северном Кавказе. После распада Золотой Орды опустевшие степные просторы перешли в полное владение кочевников-ногайцев, калмыков, туркмен. Ставрополье можно назвать вековым перекрестком, где сходились пути многих племен и народов.
Северный Кавказ издревле привлекал к себе взоры ученых, путешественников, географов, любителей древности. Регион богат историко-краеведческими традициями, всестороннее изучение и сохранение которых позволит рассмотреть проблемы развития исторической науки, этапы становления и динамику развития культурного наследия на юге России.
Начало изучению края положили комплексные экспедиции Академии наук конца ХVIII века.
Определенную роль в становлении исследовательской традиции сыграли «военно-научные» и этнографические экспедиции Кавказского отделения Русского Географического общества. Сегодня «заметки» путешественников, ученых и исследователей являются ценным источником, позволяющим воссоздать прошлое. Уникальность их в том, что они проводят нас по местам, где раньше были города, населенные пункты, находились археологические памятники, многие из которых сегодня не сохранились. В них встречаются старые географические названия, описывается быт и обычаи местных жителей. Все это позволяет более полно реконструировать историю заселения региона. Влияние на развитие историко-краеведческих изысканий на Северном Кавказе оказало развитие русской периодической печати, возникновение которой на Кавказе относится к 20-30 годам ХIХ века: «Тифлисские ведомости» (1828), «Закавказский вестник» (1837), «Кавказский календарь» (1845), «Кавказ» (1846).
Первой газетой на Северном Кавказе стали «Ставропольские губернские ведомости» (1850).Изучение губернских, а позже епархиальных Ведомостей с их «неофициальной» частью, в которых печатались краеведческие материалы, публиковались исторические источники, сыграли огромную роль в деле развития краеведения. Сегодня это неоценимый источник для изучения местной истории и культуры.
Положительную роль в деле организации изучения местной истории и культуры сыграли статистические комитеты: Ставропольский губернский (1858 г.), Терский областной (1872 г.) и Кубанский областной (1879 г.). Они осуществляли исследования Северного Кавказа по универсальной программе, являясь, по сути, научными учреждениями, своеобразными центрами краеведения.
В результате своей деятельности они оставили целые тома «Трудов», «Сборников», «Памятных книжек». Это своего рода единственные свидетельства исторического, археологического, этнографического, хронологического, демографического и экономического характера, которые никогда не потеряют своего значения для истории. Их источниковедческий характер и научная добросовестность помогают сегодня глубже понять и осмыслить особенности развития региона и процесс его научного изучения.
Качественно новый этап в развитии изучения Северного Кавказа связан с созданием и деятельностью губернских ученых архивных комиссий. Они являлись общественными учреждениями, в задачи которых входило комплексное исследование и охрана историко-культурного наследия прошлого. Они распространяли «свою деятельность на все роды и виды памятников: письменные и вещественные, первобытные и исторические, церковные и гражданские». Архивные комиссии создавали губернские исторические архивы, музеи и библиотеки, собирали и изучали документы, проводили археологическое обследование местности, занимались охраной памятников древности. Одной из первых, в 1906 году, были образована Ставропольская ученая архивная комиссия, ставшая со временем своеобразным краеведческим центром провинции.
Упоминания о волшебных свойствах теплых вод Северного Кавказа мы находим у Древнегреческого историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), который писал, что во время погребения аланов в больших кувшинах хоронили «исцелявшую воду», а ученый Абуль-Касим (середина IХ века) в «Книге путей и царства» писал о лечебных ключах на землях древних аланов. Первые сведения о целебных Кавказских водах в Россию проникли сравнительно поздно, хотя летописец Нестор - монах Киево-Печерского монастыря упоминает о взаимоотношениях России с Кавказом еще в ХII веке, когда кабардино-черкесы первыми из народов Северного Кавказа добровольно приняли русское подданство.
Жажда познания приводила в эти места путешественников и распространялась молва о благодатном крае, где чудесным образом отступают многие болезни и человеку возвращается здоровье. Петр I послал на Кавказ придворного лекаря Г. Шабера за более точными сведениями. В 1760 году вышел в свет отчет Шабера «описания теплиц Св. Петра при р. Терек находящихся», где говорилось о горячих источниках Пятигорья.
По инициативе М.В. Ломоносова Российская Академия наук с целью изучения природных богатств Государства Российского организовала три крупные экспедиции для изучения Севера, Юга и Востока России.
В 1773 году одна из них прибыла в регион Пятигорья, которую возглавил академик И.А. Гюльденштедт.
Официально датой рождения КМВ считается 1803 год, когда 24 апреля российский император Александр I специальным Указом признал их лечебной местностью государственного значения. За прошедшие 205 лет КМВ приобрели мировую известность благодаря богатейшему разнообразию минеральных источников и целебной грязи Тамбуканского озера.
Именно здесь зародилась отечественная курортология, а масштабы и эффективность научно обоснованного применения на практике технологий курортной медицины не имеют аналогов во всем мире.
Более 120 здравниц КМВ ежегодно принимают на лечение до 700 тысяч человек, помогают сохранять здоровье населения России.
История развития этого уникального курортного региона РФ характеризовалась взлетами и падениями, с переходом от государственного управления к частному контрагентству. Большие расстояния от центральных городов России, когда желающие подлечиться на горячих и кислых Водах, вынуждены были совершать самое настоящее путешествие на конных экипажах длительностью полтора-два месяца, военные действия на Кавказе, необустроенность самих источников и курортов - все это создавало определенные трудности в развитии КМВ. По воспоминаниям современников, в начале ХIХ века, отдыхающие на Горячих Водах жили в калмыцких кибитках, специально направляемых сюда на летний курортный сезон. Подвижническая работа по обустройству КМВ выдающихся российских патриотов А.П. Ермолова, Г.А. Емануеля, М.С. Воронцова, А.И. Барятинского, А.М. Дундукова-Корсакова, А.М. Байкова, В.В. Хвощинского и многих других позволила превратить их в известный бальнеологический курорт России.
ХIХ век - век стремительного развития КМВ, эпоха созидания и его обустройства.
В 1848 году доктор К.Х. Рожер создал «Бальнеологический консерваториум» - первый музей в Пятигорске.
В 1849 году качались исследования КМВ академиком Г.В. Абих. В июне 1850 года был основан первый в России и Европе «открытый под небом» археологический музей, просуществовавший 30 лет. Инициатором его был одесский историк А.С. Фиркович, собравший крупнейшую в мире коллекцию восточных рукописей. 1905 год - стал годом создания Пятигорского краеведческого музея - одного из крупнейшего на Северном Кавказе.
В городах КМВ много исторических и культурных памятников архитектуры, связанных с самим назначением курортов. Так, старейшие Лермонтовские ванны были построены еще братьями Бернардаци. В 1861 году строятся теплосерные ванны, в 1880 - Ермоловские, в 1894 году - Народные ванны, в 1889-1901 годах - Пушкинские. Большинство зданий КМВ являются уникальными историческими и архитерктурными памятниками своего времени и отражают стиль русского зодчества в ХIХ - начале ХХ вв. от позднего классицизма, эклектики, модерна до неоклассицизма.
История КМВ украшена лучшими именами представителей русской культуры: Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина. В Лермонтовской галерее звучали голоса В. Брюсова, С. Есенина, В. Маяковского. Композиторы С.В. Рахманинов и А.А. Алябьев посвятили этому краю свои музыкальные произведения, художники Н.А. Ярошенко и М.А. Зичи изобразили его в рисунках и картинах. На сценах КМВ выступали известные артисты: В.Ф. Комиссаржевская, М.Г. Савина, прославленный певец Ф.И. Шаляпин.
КМВ - это регион музеев. В 1912 году был открыт музей «Домик Лермонтова», на базе которого с 1973 года функционируют Государственный музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова. В Кисловодском доме-музее Н.А. Ярошенко представлено собрание живописных работ художника и его сподвижников.
В театральном музее Кисловодска демонстрируются документы и фотографии о театральной и музыкальной жизни курорта.
В 1885 году с целью отвлечения населения от поездок на заграничные курорты, куда вывозилось до 150 миллионов рублей золотом, правительство России выделило ассигнования на расширение и благоустройство курортов.
В июне 1886 года в Николаевских ваннах впервые были применены грязевые ванны с использованием рапы Тамбуканского озера.
В августе 1889 года состоялось торжественное открытие первого в России памятника М.Ю. Лермонтову. Пятигорск сыграл большую роль в сборе средств на его сооружение. Знаменательным в истории города стал 1890 год, когда горный инженер А.Б. Конради провел от источника горы Юца водопровод, обеспечивший город 300 тысячами ведер в сутки чудесной воды. Благодаря этому, появилась возможность открыть в городе 6 фонтанов: в Николаевском и Елизаветинском цветниках, у стены Лермонтовского сквера, в верхней и нижней части Казенного сада. Фонтану в городском сквере дали название «Великаны», поскольку его струя била на высоту до 15 саженей, превосходя струю знаменитого «Самсона» в Петергофе. Свою мощь «Великан» демонстрировали до 1910 года, до тех пор, пока на его месте скульптором Л.К. Шодким не была установлена многофигурная композиция из гномов, произвольно получившая название «Деды».
1894 год ознаменован открытием минераловодской ветки Владикавзской железной дороги, которая прошла от ст. Минеральные Воды до г. Кисловодска. Построена она по инициативе управляющего Владикавказской ж/д И.Д. Иноземцева (сегодня его имя носит курортный поселок).
В 1903 году в день гибели М.Ю. Лермонтова, на месте первоначального погребения тела великого поэта на городском кладбище был открыт обелиск, сооруженный на средства купца А.К. Шульца.
В августе этого же года на вершине Машука состоялось открытие обелиска на могиле военного топографа, первого русского альпиниста А.П. Пастухова, который умер в городской больнице Пятигорска в 1899 году, завещав друзьям похоронить его на вершине Машука, откуда видны покоренные им Эльбрус и Казбек.
В 1907 году место дуэли Лермонтова отмечено установкой бюста великого поэта работы скульптура Л.К. Шодкого. В июне 1915 года по проекту Б.И. Микешина был открыт памятник на месте дуэли, установлена ограда по проекту скульпторов В.В. Козлова и Л.А. Дитриха с фигурами грифов по углам.
Привычный для горожан трамвай тоже имеет свою историю. В 1903 году у ж/д вокзала Пятигорска прошла закладка трамвайного депо и было начато строительство трамвайной линии, а уже в июне 1905 года состоялся выпуск первого вагона, целиком построенного в трамвайном депо.
К историческим памятникам КМВ относится Эолова арфа. Она находится на скале горы Машук и издалека привлекает внимание изящными очертаниями, четко вырисовавшимися на фоне неба.
Грот Лермонтова и грот Дианы, построенные в 30-х годах ХIХ века братьями Бернардаци и сегодня привлекают внимание отдыхающих.
Уникальным естественным памятником природы является озеро Провал, находящееся в черте города. Уже во времена Лермонтова он привлекал внимание как интереснейшее и своеобразное творение природы. Первоначально Провал представлял собой пещеру в виде воронки, на дне которой находилось озеро минеральной воды. В 1837 году над воронкой был устроен деревянный висячий мост со специальным механизмом для спуска небольшой кабины.
В 1858 году был пробит 43 метровый тоннель к подземному озеру Провал. В настоящее время это благоустроенный уголок Пятигорска, охотно посещаемый гостями города-курорта.
На протяжении более 2-х столетий неповторимая природа КМВ, как магнит, притягивала самых талантливых, одаренных представителей отечественной литературы и культуры.
В Пятигорске 9 августа 1920 года в книге почетных посетителей Домика-музея М.Ю. Лермонтова расписался знаменитый русский поэт Сергей Есенин, а в 60-х года здесь побывал поэт, бард и актер Владимир Высоцкий.
В 1927 году КМВ посетили В. Маяковский, А. Ахматова, К. Станиславский. Основоположник советской поэзии Демьян Бедный лечился в городе Ессентуки. Воспользовался возможностью отдохнуть на курортах нарком просвещения Советской России, драматург, театральный критик А.В. Луначарский.
А.Н. Толстой побывал в Пятигорске в 1928, 1938, 1943 годах.
Легендарный образ Орла стал официальным символом КМВ. Он хорошо известен как в России, так и за рубежом. Эскиз скульптуры на Горячей горе предложил в 1901 году новочеркасский художник Л.И. Крылов: крупный орел-беркут клюет ядовитую змею, которую он цепко держит в когтях. По этому эскизу ростовский скульптор Л.К. Шодкий исполнил изваяние Орла. В 1973 году цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена его бронзовой копией, отлитой со слепка на Ленинградском заводе монументальной скульптуры.
Во время утверждения официальной символики городов и региона Кавказских Минеральных Вод в 1992-1995 годах Орел со змеей стал узаконенной эмблемой КМВ. Образ могучего Кавказского Орла, ведущего вечную схватку со смертельно опасной змеей, низменно вселяет в душу человека надежду на преодоление недугов с помощью чудесных природных сил Кавказа.
Наследие - это один из важнейших ресурсов, определяющих социально-экономическое и социокультурное развитие России. Оно составляет основу ее духовного и интеллектуального потенциала и характеризует высокий авторитет России как великой мировой державы. На базе эффективного использования историко-культур-
ного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений, определяющих будущее России. В основе формирования стратегического плана сохранения и использования наследия на долгосрочную перспективу, на наш взгляд, лежат следующие принципы:
- Признание фундаментальной роли наследия в формировании важнейших общественных процессов и устойчивом развитии. При этом наследие рассматривается как широкая категория, включающая не только недвижимые или движимые памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, традиционные культурные ценности, ремесла и промыслы, исторические технологии, традиционные формы природопользования, этнокультурную среду и природное окружение. При этом наследие рассматривается как системное образование, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды.
- Признание особой роли территориального подхода к сохранению наследия, при котором основным объектом охраны и использования становится территория со всем многообразием присущих ей элементов наследия, сохранившимися формами традиционной культурной и хозяйственной деятельности, исторически сложившимися системами расселения.
- Рассмотрение деятельности по охране и использованию наследия как органической части комплекса современных социально-культурных и экономических процессов. Подобный подход отвечает общемировым тенденциям, отраженным в принятом ЮНЕСКО «Плане действий по политике в области культуры в интересах общего развития», где в числе важнейших задач содержится четкая постановка вопроса укрепления политики и практической деятельности с целью сохранения и повышения роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия, а также задача превращения политики в области культуры в один из ключевых элементов стратегии развития. Учитывая богатство и разнообразие национального наследия, Россия может и должна стать одним из лидеров мирового сообщества в разработке новых подходов и реализации предложенных целей в сфере сохранения наследия.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и грядущего. Человек, не знающий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.
В свое время академик Д.С. Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
И сегодня эти слова звучат как никогда актуально.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Культурное наследие России и современный мир», 15-20 сентября 2007 г. Поступила в редакцию 13.06.2008 г.