Наступивший XXI век видится в координатах стремительных перемен, в координатах глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. По общему признанию он призван стать веком человеческих качеств (интеллектуального потенциала). Этим определяется особая значимость образования, «ибо только образование обеспечивает производство человека не как лишь биологического, а как социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии - если угодно, и как zoo politikon, и как homo sapiens, и как homo faber» [8].
Вместе с тем, сложившаяся в обществе в постперестроечный период и по-прежнему существующая сейчас неопределенность выбора социальных приоритетов, высокая социальная инфантильность молодежи [6], отставание в сфере наукоемких технологий, с одной стороны, и высокий уровень сложности (абстракции) отдельных естественнонаучных дисциплин, с другой, привели к снижению интереса к ним, и в частности, к химии. По степени абстракции химия является вторым после математики учебным предметом и требует для успешного усвоения достаточно развитых логических мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации и т.д. Но школьное образование в силу ряда объективных и субъективных причин не позволяет должным образом развить навыки логического мышления. И если в школе их недостаточность может быть скомпенсирована хорошей памятью, то в вузе это становится невозможным из-за существенного увеличения объема информации. Для решения данной проблемы разными авторами [1, 5] была предложена сходная по сути учебная технология, позволяющая сформировать последовательно весь инструментарий познания: логические операции ® понимание ® знание. Однако, несмотря на прогрессивность такого подхода, его успешное внедрение невозможно без развития навыков коммуникации, формирования стереотипов профессионального общения. Среди них в вузе наиболее значимы: способность и готовность студентов установить контакт с окружающими людьми, обращение к окружающим за недостающей информацией, умение и желание задать вопрос, конкретизировать непонятный материал, поддержать собеседника в случае неверного ответа, высказать собственное суждение, как по поводу обсуждаемой информации, так и по поводу самой ситуации межличностных взаимодействий. Нетрудно видеть, что перечисленные навыки предполагают не только предметное, но и межличностное, т.е. социальное взаимодействие между всеми партнерами образовательного процесса: студент - лектор, студент - преподаватель семинарского занятия, студент - студент. Ведь процесс обучения - обоюдный, преподаватель «дает» знания, а студент «берет» или «не берет» эти знания. И если что-либо из перечисленных навыков не было успешно освоено, то есть социальный аспект коммуникации не получил должного развития, между студентом и преподавателем не возникло ощущение общей образовательной цели [3], предметная коммуникация студентов в учебном взаимодействии может быть затруднена, что отражается на образовательных результатах, в поверхностном освоении материала без личностного понимания и интерпретации.
Значит, организация учебного процесса как пространства познавательной коммуникации, должна предусматривать не только освоение предметных знаний, но и освоение опыта социальных отношений субъектов. Во многом данный опыт определяется освоенными в процессе предыдущей учебной деятельности способами предметного и межличностного взаимодействия, представлением о собственной успешности, о допустимых способах взаимодействия, о собственной статусности. Таким образом, именно навыки социальной коммуникации лежат в основе интерпретации и понимания учебного материала, восприятие которого неразрывно связано с самой ситуацией учебного взаимодействия. Только единство навыков обучения и социальной коммуникации обеспечивают успешность адаптации школьников в новых образовательных условиях вуза [4].
Необходимость формирования навыков предметной и социальной коммуникаций, составляющих основу профессиональных, универсальных и т.д. компетенций, отражена и в проектах новых государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров. Это связано, во-первых, с увеличением роли самостоятельной работы, а во-вторых, с разрешением противоречия между потребностями общества в специалистах высокого класса, способных к саморазвитию, и существующими в естественнонаучном образовании приоритетами в освоении определенной информации, организованной в соответствии с методологией науки.
Социальная коммуникация приобретает особое значение в процессе преподавания таких высоко формализованных учебных дисциплин, как химические дисциплины. Важность и необходимость навыков социальной коммуникации при изучении естественнонаучных дисциплин аргументируется очень просто. Если бы они были бы не нужны, студенту достаточно было бы просто прочитать учебник, самостоятельно его освоить, а преподавателю достаточно было бы только принять экзамен (т.е. обучение экстерном). Такой опыт в вузах в настоящее время отсутствует. Известны различные формы взаимодействия студента и преподавателя [7], из которых наиболее высокопродуктивной полагается форма партнерского сотрудничества в сочетании с высокой степенью самостоятельности студента. Его итогом является как минимум синтезированное или системное знание.
Однако практика показывает, что на младших (I, II) курсах вуза студент еще не готов к таким «высоким» формам взаимодействия. Предыдущим школьным опытом он подготовлен в основном к подчинению и опеке в сочетании с запоминанием и воспроизведением учебной информации (знания-копии). Поэтому переход от низко- и среднепродуктивных форм к высокопродуктивным должен осуществляться поэтапно.
Каким же образом можно организовать учебный процесс на I курсе, где традиционно преподается «Неорганическая химия», целью которого является не только получение знаний, навыков и умений предметной компетенции, но и формирование навыков социальной коммуникации?
Итак, мы имеем ограниченное число аудиторных часов по учебной дисциплине и, соответственно, ограниченное время общения студента с преподавателем. В этой ситуации особую значимость приобретают учебники и учебные пособия. Теперь учебная литература - не просто носитель информации, а образовательная среда, формирующая навыки и предметной и социальной коммуникации. То есть учебники нового типа призваны превратить «доречевой этап» учебного взаимодействия в «квазиречевой» через виртуальный письменный диалог. Идея такого диалога преподавателя со студентом была реализована нами в учебном пособии по одной из самых принципиальных и сложных для усвоения тем неорганической химии - «Строение атома. Просто о сложном» [2]. Одной из его отличительных особенностей является стиль изложения материала, максимально приближенный к устной разговорной речи. Это более простые по конструкции предложения, более простая «бытовая» терминология и т.д. Мы как бы разговариваем со студентом на его языке, находимся в общем «языковом поле» [3].
примеры |
«Заселяем» атомные орбитали |
Вы когда-нибудь видели по телевизору репортаж со стартовой площадки запуска космического корабля? Ведь он исчезает из поля зрения за несколько секунд. А теперь рассчитайте, во сколько раз скорость движения электрона по первой стационарной орбите больше скорости космического корабля (υ = 7 км/с). Если бы эту «картинку» можно было бы увидеть, что бы Вы увидели? |
При этом мы сохранили и все признаки научного стиля:
- авторское «мы», приглашение к совместным действиям, как будто мы проводим семинарское занятие;
примеры |
С некоторыми способами изображения 1s-атомной орбитали мы уже с Вами встречались в этом пособии, с некоторыми Вы знакомы по школьному курсу химии. В этом разделе мы обобщим все способы и покажем их преимущества и недостатки. |
Давайте вместе повторим расчеты Бора. Берите ручку и тетрадь. Мы начинаем. |
-
обилие вводных слов и предложений,
примеры |
Именно этот закон определяет пределы применимости законов классической механики. |
К счастью в многоэлектронных атомах орбитали не сильно отличаются от орбиталей атома водорода. |
|
Если это понятно, то вернемся к рассуждениям Э. Шредингера и проследим за ходом его мысли. |
-
наличие средств логизации. Например, широко используется логическая операция «анализ». В частности, причинно-следственные связи подчеркиваются использованием слов значит, итак, следовательно и т.п.;
примеры |
В атоме водорода движение электрона ограничено малой областью пространства вокруг ядра. Следовательно, энергетические состояния электрона дискретны. |
Запишите в тетради символы химических элементов, расположенных в III периоде периодической системы. Над символом напишите возможную высшую валентность. Под каждым символом напишите известные Вам из школы свойства - металлические или неметаллические - которыми обладает атом этого элемента. Затем также под символом напишите формулу высшего оксида этого элемента. Под формулой - его свойства (кислотные или основные). Еще ниже - формулу гидроксида (кислоты или основания). Аналогично под формулой - его свойства. А теперь можно анализировать. Попробуйте установить, есть ли зависимость между валентностью и свойствами? |
-
разные виды введения понятий и определений.
примеры |
Атомная орбиталь - это область пространства определенного размера, формы и положения, где нахождение электрона наиболее вероятно. |
Атомная орбиталь - это ни что иное как электронное облако. |
|
Волновую функцию атомной системы, соответствующую набору квантовых чисел n. l. ml, называют атомной орбиталью. |
Облегчению восприятия учебного материала способствуют и широко используемые в пособии экспрессивные средства, делающие текст интересным, образным, «живым»:
- восклицательные знаки для усиления логического ударения и повышения экспрессивности текста,
примеры |
Это только предположение. Формальная модель! |
Все-таки де Бройль был гений! |
-
различного рода метафоры,
примеры |
...разъяснение «загадки» атома Бора... |
«толщина» траектории становится равной ее «радиусу» |
-
оценочное слово для привлечения внимания и развития интереса. И не только слова, но и целые разделы под рубрикой «Это интересно!»;
примеры |
«Какие химические элементы были открыты спектроскопическими методами» |
«Не пытайтесь искать электрон» |
|
«Символы атомных орбиталей» |
-
использование цитат в тексте,
пример |
«Дважды - два - четыре, - сказал Шредингер, - а линейчатый спектр атома водорода показывает, что уравнение движения электрона должно быть уравнением волнового типа с граничными условиями, определяющими возможные значения энергии» |
В пособии много задач. Они расположены в конце каждого микрораздела и сформулированы так, чтобы привлечь внимание и создать ощущение знакомой и понятной ситуации.
примеры |
Чему равна длина волны, соответствующая комару, если известно, что он весит 4 мкг, а его скорость при атаке 1м/сек. |
Чем отличался бы наш мир, от мира, в котором постоянная Планка равнялась бы 1×107 Дж/с? |
Таким образом, перечисленные приемы повышения восприятия текста в сочетании с детально прописанным содержанием (объем пособия - 107 стр. - превышает объем этого материала в любом учебнике), с обучающими приемами, реализованными в данном учебном пособии, призваны способствовать формированию логических операций, навыка понимания, а значит, умению задать вопрос, снижению напряженности в процессе обращения студентов за разъяснениями к преподавателю. То есть, повышение социальной активности является необходимым условием повышения образовательной и профессиональной мобильности, обязательным звеном в цепи формирования инструментария познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. - М.: Высш. шк., 1988. - 303с.
-
Бурмистрова Н.А., Кузнецова И.В., Хмелев С.С. Строение атома. Просто о сложном. - Саратов: Научн. книга, 2007. - 107с.
-
Евдокимова Е.Г., Хмелев С.С., Кузнецова И.В., Орлов С.Б. // Успехи современного естествознания, - 2004. - № 3. - С. 12.
-
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с.
-
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю., Логинова Г.П. Неорганическая химия в вопросах. - М.: Химия, 1991. - 256с.
-
Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. - М.: МИЭМ, 1999. - 208с.
-
Тюников Ю., Мазниченко М. // Высш. образование в России, - 2004. - № 12. - С. 97.
-
Филиппов В.М. // Университетская книга, - 1999. - № 12. - С. 11.