Формирование концепции использования дистанционных методов обучения и методов активизации учебного процесса в преподавании экономических дисциплин требует постановки целей обучения, выявления его принципов, определения основных направлений использования этих методов в учебном процессе, специфики их применения, определения критериев оценки качества обучения.
Современные технологии в образовании можно укрупненно разделить на 3 основных направления: информационные технологии (информационно-компьютерные, коммуникационно-информационные); активные методы обучения; дистанционное обучение (последнее может рассматриваться и как технология и как организационная инновация). С некоторой долей условности в настоящее время к нетрадиционным можно отнести методы обучения с использованием телекоммуникационных и сетевых технологий, а также имитационные активные методы.
Использование мультимедиа-технологий эффективно в тех случаях, когда содержание учебного материала: имеет преимущественно информативный характер; описывает способы практических действий; поддается делению на логически завершенный объем информации. Достоинства применения мультимедиа-технологий в обучении: повышение мотивации и качества обучения за счет новизны деятельности; обеспечение поэлементного контроля степени усвоения материала; учет индивидуального темпа овладения знаниями.
Другая форма (метод) коммуникационно-информационных технологий обучения - электронные учебники - позволяют сочетать преимущества мультимедийных технологий и системы компьютерного тестирования и самоконтроля, а также расширить прикладные аспекты обучения: электронные приложения дают возможность разрабатывать практические приложения, например, для бизнес-планов предприятий или управления финансами предприятия, оценки инвестиционных проектов и др. Электронные учебники и тесты легко модифицируются и наращиваются, могут передаваться по электронной почте, на компакт-дисках, что позволяет широко использовать их в системе дистанционного обучения, в отличие от традиционных учебных пособий.
Индивидуальный игровой тренинг с использованием вычислительной техники и профессионального специализированного программного обеспечения в рамках дистанционного метода в отличие от коллективных форм обучения позволяет ставить и достигать специфические цели образования по экономическим дисциплинам. Основное достоинство этого метода - развитие способности к самообучению студентов. Постановка проблемы; выбор метода решения задачи, его реализация; оценка эффективности решения проблемы и качества принятия решения - весь цикл достижения цели исследования в его многовариантности оказывается в поле ответственности обучаемого, что повышает уровень творческой самореализации, а обратная связь (через оценку и возможность изменения варианта решения) формирует контур самообучения в учебном процессе. Использование этого метода особенно эффективно в курсах специализации и специальных дисциплинах, формирующих навыки менеджера в различных областях и на рынках с высоким уровнем неопределенности: «Управление портфелем активов», «Финансовый менеджмент», «Принятие решений в условиях риска».
Контроль качества обучения в результате использования современных технологий в учебном процессе возможен на основе роста доли лучших оценок знаний, умений и навыков.
Можно сформулировать принципы дистанционного обучения с использованием нетрадиционных и активных методов: активности обучаемого в учебном процессе; новизны деятельности; мотивации и ответственности обучаемого за результаты обучения; самостоятельности обучения как ведущего элемента учебного процесса.
Организационные инновации в сфере образования развиваются в двух основных направлениях: виртуальные университеты и классы; дистанционное образование на основе новых технологий. Эти направления взаимосвязаны. Телеобразование - модель дистанционного образования на базе телекоммуникаций как главной формы взаимодействия между учителем и обучающимся. Это ярко проявляется в том, что на его базе стала развиваться новая организационная форма - виртуальные классы и виртуальные университеты.
Дистанционное обучение (ДО) - это гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых педагогических и информационных технологий на основе технических средств, которые применяются для самостоятельного изучения учебного материала и организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся.
Методологическими основами организации СДО являются: открытость и индивидуальный подход в процессе организации проведения учебного процесса; централизованная структура системы ДО, состоящая из Центра на базе ведущего вуза и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов; организация процесса дистанционного обучения как чередующихся интервалов контактного и неконтактного периодов обучения, последний из которых преобладает; прикрепление к слушателю преподавателя-консультанта (тьютора), соединяющего в себе качества преподавателя, консультанта и менеджера; организация общения слушателей между собой и с преподавателем как очно, так и дистанционно с помощью современных технических средств информационных технологий в зависимости от технического обеспечения процесса ДО и возможностей слушателей.
Процесс ДО имеет ряд особенностей: гибкость; модульность; параллельность; дальнодействие. Эффективность ДО складывается из трех показателей: расширение доступа к образовательным услугам для всех граждан, желающих получить образование; признание дипломов ДО; экономическая эффективность (образовательные услуги ДО в два с лишним раза дешевле традиционных форм образования).
В настоящее время в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» накоплен определенный опыт по разработке и применению дистанционного обучения. Финансовый факультет РГЭУ «РИНХ» динамично развивается и адаптируется к современным требованиям образования. Сотрудники финансового факультета РГЭУ «РИНХ» использовали международный опыт внедрения нетрадиционных методов обучения в активизацию учебного процесса в рамках программ TAСIS, TEMPUS, World Bank, Баренц Групп (США) совместно с НФПК: 1996 г.- «Рыночная экономика в условиях переходного периода»; 1997-1998 гг. - «Совершенствование банковской системы Юга России»; 1999 г. - «Управление государственным бюджетом»; 2000-2001 гг. - «Развитие филиальной сети РГЭУ на основе использования дистанционных методов обучения (бюджет проекта, финансируемого за счет средств ЕС, составил 300 тыс. евро) на примере специальности «Финансы и кредит»».
Помимо этого РГЭУ «РИНХ» совместно с обществом международного развития Дежарден (Квебек, Канада) реализует проект по подготовке и переподготовке специалистов для кредитных кооперативов. Основной задачей проекта является укрепление системы кредитных союзов РФ и распространение накопленного мирового опыта во всех субъектах РФ с использованием дистанционных и активных форм и методов обучения.
В настоящее время при финансовой поддержке Citigroup Foundation РГЭУ «РИНХ» реализует программу повышения финансовой грамотности в Ростовской области. Основной его целью является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в повышении финансовой грамотности путем обновления структуры и содержания финансового образования с учетом сегментирования потребителей образовательных услуг, развития практической направленности образовательных программ по повышению финансовой грамотности, формирования системы непрерывного финансового образования на основе: использования новых институциональных механизмов; сетевого подхода; дистанционных методов обучения.