Новые социально-экономические условия, в которых в настоящее время развивается российское общество и система высшего профессионального образования, неизбежно привели к изменениям социального заказа на формирование личности российского специалиста в процессе получения профессионального образования в вузе, возрастанию требований к качеству профессиональной социализации студентов. Так в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, компетентные специалисты, способные самостоятельно и активно действовать.
Исходя из того, что профессиональная социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального и профессионального опыта, профессиональных знаний, норм, ценностей, ролевых установок, требуемых обществом, так и активное включение в социальную и профессиональную среду, в ходе которого происходит закрепление профессиональных знаний, полученных за время обучения в вузе, ориентаций, традиций и представлений в тех или иных формах поведения, то есть в проявлении определенной профессиональной активности. Учитывая, что студенческая молодежь - это потенциал будущего России, вопросы формирования и развития профессиональной активности студентов как будущих специалистов на этапе вузовской профессиональной социализации приобретают особую актуальность.
Можно согласиться с мнением И.Г. Копотюк1, которая определяет профессиональную активность как вид социальной активности, проявляющийся в позитивном отношении к процессу учения и будущей работе, в реализуемой способности к этой деятельности при высоком уровне самостоятельности и стремлении постоянно пополнять и укреплять профессиональные знания, умения и навыки.
В качестве важнейших внутренних механизмов профессиональной активности студента можно назвать мотивы, осознание правильности профессионального выбора и стремление реализовать свои жизненные и профессиональные планы. Уровень профессиональной активности студентов, ее формы и способы выражения обусловлены как уровнем профессиональной культуры будущих специалистов, так и окружающей средой.
Среди наиболее важных направлений проявления профессиональной активности студентов выделяют познавательную активность, связанную с освоением знаний и навыков профессии в учебном процессе и во внеучебной деятельности; изучение своей будущей профессии, сбор интересующей информации; активная научно-исследовательская работа, активный процесс самообразования, освоение смежных специальностей путем получения дополнительного или второго высшего образования, реализация теоретических знаний в практической деятельности, поиск сферы приложения своих профессиональных знаний и навыков.
Далее более подробно рассмотрим такое направление проявления профессиональной активности студентов как поиск возможностей реализовать свой потенциал во вторичной занятости, в котором, как и во всей структуре профессиональной активности студентов, начиная с 90-х годов XX века, произошли существенные изменения. Советское студенчество получало высшее профессиональное образование в обстановке, когда общество гарантировало не только получение бесплатного высшего образования, но и трудоустройство после окончания вуза (существовала система распределения выпускников высших учебных заведений). Относительная стабильность социальной жизни и предсказуемость в осуществлении профессиональных целей позволяла большинству студентов все свои силы направить на получение знаний, не задумываться о необходимости совмещать учебу и работу. Современные студенты имеют большие возможности для жизненной и профессиональной реализации на рынке труда, но, в силу целого ряда факторов, в том числе и коммерциализации образования, значительное количество студентов вынуждены прибегать к поиску постоянной или временной работы. Следует отметить, что за последние несколько десятилетий трудовая деятельность студентов из разряда необходимости перешла в особую форму потребления возможностей социальной структуры. В современных условиях высокий уровень образования еще не гарантирует успешную самореализацию и построение карьеры, так как до 80% выпускников школ получают профессию в стенах вузов. Поэтому в условиях высокой конкуренции на российском рынке труда больше шансов найти престижную работу имеет выпускник, который уже обладает опытом профессиональной деятельности. Активное поведение на рынке труда, умение искать работу высоко ценится работодателями и рассматривается как одно из профессиональных качеств специалиста. Тем более что смена профессии и поиск новой работы становится для молодого поколения специалистов лишь способом реализации жизненных и профессиональных амбиций, закономерным процессом восхождения по ступеням карьерной лестницы.
Профессиональная активность студентов, связанная с поиском работы в период обучения в вузе, исследовалась автором в ходе изучения профессиональной социализации студентов пяти факультетов экономического университета (2002-2008 гг.). Рассмотрим результаты социологических исследований на примере студентов трех специальностей, являющимися достаточно новыми на российском рынке труда («Домоведение», специализация «Управление приемами, встречами и презентациями», «Социально-культурный сервис и туризм» (СКСиТ), «Гостиничный и туристический бизнес» (ГТБ).
Результаты семи лет исследований показали, что, хотя современные студенты достаточно самостоятельны и активны во многих жизненных вопросах, тем не менее, чуть более половины (53,3%) опрошенных студентов (1 - 5 курс) в разной мере испытывают потребность в профориентационных услугах. Причем наиболее уязвимы и плохо информированы о возможностях реализовать на практике свои знания и умения, найти работу по специальности и соответствующую своим наклонностям, студенты специальностей СКСиТ (69,7%) и «Домоведение» (62,7%). Более решительно настроены на самостоятельное решение вопроса трудоустройства студенты специальности ГТБ (26,7%), что объясняется как наличием у многих студентов профильного семейного бизнеса, так и бо́льшими возможностями самой специальности, по сравнению с «Домоведением» и «СКСиТ». Необходимо подчеркнуть, что в целом пик возрастания профессиональной активности, связанной с поиском работы, приходится на 3-4 курс и плавно снижается к 5 курсу. Если же рассматривать изменение показателей с 2002 по 2008 год, то следует отметить, что с каждым годом снижается возраст студентов, ориентированных на совмещение учебы и работы. Сегодня - это забота не столько студентов 5 курса, которые уже давно определились с местом работы, сколько проблема студентов 1-2 курса.
В какой информации испытывают потребность студенты? Какая профессиональная помощь нужна им на этапе активного поиска работы? Практически половина (50,3%) опрошенных студентов называют помощь в подборе подходящей работы, соответствующей будущей специальности и отвечающей требованиям совмещения учебы и работы («Домоведение» - 49,0%; «СКСиТ» - 48,5%; ГТБ - 53,3%).); 29,5% (39,2%; 32,6%; 16,7%) респондентов интересует информация о состоянии рынка труда и положении специалистов их профессии на этом рынке, возможности трудоустройства и т.д. Это, несомненно, говорит о желании работать по специальности, интересе к профессии и обдумывании своих жизненных и профессиональных планов. Но нельзя не отметить и тот факт, что среди студентов достаточно большой процент (9,7%) таких, которые нуждаются в помощи профессионального выбора («Домоведение « - 15,7%; «СКСиТ» - 8,3%; ГТБ - 5%), которые еще не полностью определились с выбором профессии или не уверены в правильности выбора, находятся в профессиональном поиске, уже осваивая профессию в вузе. Особенно эта неуверенность ощущается среди студентов специальности «Домоведение», что, на наш взгляд, связано с недостатком информации о возможностях реализации себя в профессии, очень популярной за рубежом и слабо «раскрученной» в России.
Современные студенты достаточно мобильны в поиске работы, используют различные каналы получения информации о вакансиях. Но в качестве основного канала получения престижной, хорошо оплачиваемой работы 61,8% (52,9%; 65,9%; 66,7%) респондентов все же называют помощь друзей, родных и знакомых.
Более половины респондентов (54,3%) владеют информацией о существовании специальных структур, занимающихся профориентационными услугами, как в вузе, так и за его пределами. Хотя практически столько же студентов - не владеют такой информацией, при том, что вузы, озадаченные проблемой трудоустройства своих выпускников, стараются поддерживать желание студентов трудиться: открывают центры содействия трудоустройству студентов и выпускников в вузе; устанавливают контакты с кадровыми агентствами, специализирующимися только на подборе молодых специалистов и выпускников. Однако обращение в подобные структуры по-прежнему остается не очень популярным явлением студенческой активности. Исследования показали, что 80,6% опрошенных никогда не обращались за консультацией в подобные организации, хотя сегодня практически в каждом вузе созданы такие структуры. К сожалению, в списке каналов поиска работы для студентов государственные кадровые агентства стоят на последнем месте, что, на наш взгляд, говорит о недостаточной подготовленности этих предприятий к работе именно со студентами, для которых это - вторичная занятость, и которые должны помимо работы учиться в вузе. Те студенты, которые воспользовались услугами кадровых агентств для поиска работы, в основном отдают предпочтение внутривузовским агентствам (13,7%), где они встречают бо́льшее понимание своих проблем, по сравнению с внешними агентствами (10,4%). Среди агентств, занимающихся подбором кадров или соответствующей работы, студенты активно сотрудничают с теми, которые организуют работу на летний период за пределами РФ. Студенты считают, что они более надежные, а предоставляемая работа высоко оплачивается и дает возможность получить опыт работы, языковую практику и даже последующее трудоустройство за границей.
Если более 60% опрошенных студентов пытаются найти работу через родных и друзей, то почти 40% опрошенных студентов обозначенных специальностей осуществляет поиск работы самостоятельно, используя различные каналы получения информации об имеющихся вакансиях и условиях работы. Студенты (21,4%) являются активными потребителями информации в сети Интернет, расположенной на сайтах поддержки трудоустройства, создаваемых предприятиями и кадровыми агентствами; 23,5% респондентов ведут активный поиск нужной информации в различных средствах массовой информации.
Популярной формой самопрезентации среди студентов является рассылка резюме (14,9%), в том числе и по электронной почте. Хорошей возможностью лично заявить о себе для активных студентов служит выход представителей компаний в вузы. Достаточно популярными среди студентов и традиционными становятся ежегодные ярмарки вакансий, которые организуются как на базе Центров занятости, так и на базе вузов, что позволяет студентам презентовать себя как потенциального работника сразу нескольким организациям (пройти собеседование или оставить свое резюме). На этот канал активного поиска работы указывают 7,6% (11,8%; 6,1%; 5%) респондентов.
На использование такой возможности найти работу, как получить рекомендации кафедры или факультета, указали 13,1% опрошенных студентов. Может показаться, что это слишком легкий путь к получению хорошей работы по специальности, но это не так. Чтобы добиться рекомендации, студент должен на протяжении нескольких лет обучения проявлять активность и усердие в усвоении профессиональных знаний (например, в научно-исследовательской работе), участвовать в различных внеаудиторных мероприятиях, связанных с отработкой навыков будущей профессии (например, работа в сервисном отряде волонтеров) и т.д. Кстати, активная работа в сервисном волонтерском отряде в процессе обучения позволяет многим студентам не только приобрести практические навыки, но и установить нужные контакты и даже получить приглашение на работу от руководителей солидных организаций. Подобные предложения, как правило, делают тем студентам и выпускникам, которые активны в профессиональной самореализации.
Таким образом, в заключение можно сказать, что профессиональная активность студентов вуза в организации вторичной занятости является составляющей успешного процесса профессиональной социализации в вузе. Важная роль активного поиска работы студентами подчеркивается тем, что на этапе студенческой жизни закладываются основы будущего профессионального успеха. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются залогом будущей успешной карьеры. Важно только соблюдать своеобразное правило: работа не должна мешать активному усвоению знаний в учебном процессе вуза. Учеба и работа в своей взаимосвязи должны способствовать эффективной профессионализации будущего специалиста.
1 Копотюк И.Г. Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже: Автореф.дис.к.п.н. [Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского]. - Ярославль, 1999. - 21 с.