Подростковый период часто наделяется эпитетами: кризисный, конфликтный и даже протестующий. Л.С. Выготский выделил негативную фазу в подростничестве а ее протестующий характер связал со свертыванием установившейся системы интересов. По Э.Эриксону, не способность к самоидентификации в юности может вызывать протест, тревожность, неуверенность.
Агрессивность и протест подростков формируются часто как протест против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности статусом.
В трех эмпирических исследованиях (три выборки - 210 человек) предполагалось, что обучение в специализированных учреждениях, занятия спортом приводят к эскалации протестного поведения подростков. Разработана методика протестного поведения личности (ППЛ). Интерпретировались только достоверные различия в группах по Стьюденту и высокозначимые корреляции переменных в каждой выборке по Спирмену.
Мы сравнивали конфликтность и дезадаптации у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом по методикам: Мини-мульт; Т. Лири; ППЛ. Выявлен высокий уровень протестного поведения и у спортсменов и у обычных школьников. Протестное поведение футболистов прямо коррелирует с истерией r=0,33; психопатией r=0,51; шизоидностью r=0,42 и отрицательно связано r=-0,27 с дружелюбным отношением к людям. У спортсменов с неврозом мало шансов занять высокий статус, они недовольны собой и это провоцирует протестное поведение. Спорт изначально конфликтен и просто занятия спортом, без вовлеченности подростка в общение, не избавляют от дезадаптаций и кризиса.
Далее оценивалось влияние условий педагогической деятельности на протестное поведение личности. Опрошено 30 учителей и 30 учащихся школы-интерната, 30 педагогов и 30 учащихся гимназии. Методики: А.Ассингер; тест конфликтности; Фидлер; ППЛ. Выявлено, что педагоги более конфликтны, агрессивны по сравнению с учащимися, а в школе-интернате оценивают психологический климат как низкий и готовы к протесту. Таким образом, подростковый кризис не может быть преодолен силами педагогов, поскольку сами педагоги пребывают в стрессе и личностном кризисе, обусловленном недостаточной оценкой обществом их профессиональной деятельности.
В третьем исследовании мы сравнивали личностные черты протестных и обычных подростков. У протестных подростков, по сравнению с обычными подростками, повышена агрессивность, выражены примитивные психологические защиты, менее эффективны копинг-стратегии. Преобладание низкоуровневых защит у протестных подростков свидетельствует о серьезных внутриличностных проблемах. Примитивные защиты мешают личности осознать свои проблемы, не способствуют формированию эффективных копинг-стратегий и усугубляют кризис у подростка.
Итак, анализ нескольких исследований, проведенных в разных населенных пунктах, на различных выборках, показывает, что протестное поведение подростков обнаруживает сложные многомерные связи с показателями агрессивности, дезадаптивности и личностного конфликта. Это подтверждает тезис о кризисном характере подросткового периода развития личности, но также свидетельствует о том, что протестное поведение может служить интегральным, факторизованным показателем дезадаптивности и неблагополучия личности подростка.