Развитие финансового рынка, демографические, экономические и политические изменения актуализировали важность институциализации системы финансового образования. Недостаток финансовой грамотности значительной части российского населения приводит к неэффективному управлению гражданами своими финансовыми обязательствами, что создает угрозу стабильности национальной финансовой системы и служит серьезным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста. Низкий уровень финансовой грамотности населения тормозит развитие отдельных финансовых инструментов и сегментов российского финансового рынка, в частности, это очевидно и в отношении развития сектора страхования и индивидуальных пенсионных накоплений. Тогда как развитие финансового сектора тесно взаимосвязано с экономическим ростом. Поэтому повышение финансовой грамотности - база эволюционирования институтов устойчивого экономического развития.
Повышение финансовой грамотности предполагает овладение финансовыми знаниями в течение всей жизни. В масштабах страны это способствует общественному прогрессу, который выражается в росте индекса человеческого развития, объединяющем показатели здоровья и долголетия, образования, материального благополучия.
С другой стороны, высокий уровень финансовой грамотности каждого гражданина усиливает прозрачность финансовых взаимоотношений внутри различных слоев общества (школа, семья и т.д.), что позволяет говорить о повышении финансовой грамотности как институте позитивной социализации.
Задача повышения финансовой грамотности - сфера ответственности государства, бизнеса и семьи. Государство, вкладывая средства в повышение финансовой грамотности, развивает институт защиты прав потребителей финансовых услуг. Для крупного бизнеса, нацеленного на долгосрочные стратегии присутствия, повышение уровня финансовой культуры населения через формирование установок, базисных знаний и навыков на финансовом рынке является импульсом для его развития на качественно новом уровне. Кроме того, повышение финансовой грамотности ведет к развитию малого бизнеса: владение базовыми финансовыми знаниями способствует избавлению человека от существующих стереотипов и внутренних фобий, что облегчает открытие собственного дела и повышает его жизнеспособность и финансовую успешность.
В отношении семьи культура финансового поведения начинается с планирования семейного бюджета и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла. Повышение финансовой грамотности населения позволит сформировать в сознании людей понимание того, что жизненный цикл любого человека включает определенные события (создание семьи, рождение детей, покупка квартиры или дома, образование детей, пенсия), к которым необходимо подойти финансово подготовленным. Неумение планировать семейный бюджет и управлять семейными финансами чревато негативными последствиями как для семьи, так и для общества в целом. Так, нехватка в семье средств на получение подростком профессионального образования и соответственно сокращение лет его обучения приводит к повышению уровня преступности на 10% (экспертная оценка), что приводит к увеличению бюджетных расходов на содержание органов правопорядка, исправительных учреждений, учреждений здравоохранения; лишает бизнес как потенциальных клиентов, так и работников; приводит к массовому разрушению полноценных семей в результате алкоголизма, наркомании и тунеядства.
Повышение финансовой грамотности должно строиться на основе устойчивого развития финансовой информатизации всех возрастных групп общества. В этом контексте необходимым атрибутом программы повышения финансовой грамотности в России выступает повышение прозрачности деятельности всех институтов и, в первую очередь, финансовых. С другой стороны, предоставление массового доступа в Интернет необходимо для всех слоев населения, особенно для экономически активной молодежи. В этом смысле необходим Интернет в каждое студенческое общежитие. Государство не должно оставлять своих детей без информации, в том числе финансовой.
Необходимость осознания социальной ответственности всеми институтами общества и государства как института всех институтов должно способствовать формированию миссии жизни российского гражданина: долголетие, здоровье, образование в течение всей жизни, материальное благополучие.
Высокая финансовая культура - огромный плюс для государства и граждан. Люди лучше смогут оценить риски, связанные с финансовыми пирамидами, разорительными потребкредитами или непродуманными спекуляциями на бирже. В долгосрочной перспективе это повысит доверие к финансовым инструментам и будет способствовать динамичному росту рынка. Рост частных инвестиций в акции и в итоге снижение волатильности фондового рынка - лишь один из возможных плодов финансового ликбеза. Не менее важна поддержка новых сегментов рынка. Относительно новые для России страхование жизни или частное пенсионное страхование - в этих продуктах непросто разобраться, поэтому для их массового проникновения может потребоваться господдержка.
Уровень финансовой грамотности говорит об уровне развития страны в целом. Есть еще и социальный аспект, о котором нельзя забывать: повышение уровня финансовой образованности работающего населения должно стать еще одним шагом к уходу от "серых" зарплат.
Под финансовой грамотностью эксперты понимают знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий. Финансовая грамотность как понятие разбивается на три взаимосвязанных части: установки, знания и навыки.
Первая часть - установки - это базис финансовой грамотности. Речь идет о формировании культуры финансового поведения, которая. Однако пока знания и навыки долгосрочных стратегий финансового планирования не развиты, сохраняется привычка думать только о сегодняшнем дне. Именно эту установку можно и нужно изменить в ходе реализации программы повышения финансовой грамотности населения через формирование в сознании людей понимания того, что жизненный цикл любого человека включает определенные события, к которьм необходимо подойти финансово подготовленным. Это создание семьи, рождение детей, покупка квартиры или дома, образование детей, пенсия. Решение всех этих задач сегодня невозможно без использования инструментов финансового рынка.
Другая важная установка, препятствующая развитию финансовой активности населения, - недоверие населения финансовым институтам. Преодоление такого отношения необходимо через убеждение людей в том, что существование данных институтов является нормой для любого современного общества, неотъемлемым и функциональным элементом рынка. Государственная программа должна сосредоточиться в первую очередь на формировании установок и базисных знаний и навыков на финансовом рынке, финансового минимума, причем делать это через информирование о моделях поведения, рассчитанных на удовлетворение определенной потребности.
Необходимые знания должны включать: понятие риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между реальным и номинальным измерениями, наличными и безналичными платежами, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем и т.п.
Необходимые навыки: умение искать и находить информацию о рынке, привычка следить за основными показателями рынка, умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу в том случае, если его права нарушены и т.п. Необходимо сформировать привычку следить за событиями на финансовом рынке, например, за уровнем процентных ставок по кредитам и депозитам, доходностью ПИФов, стоимостью страховых продуктов и т.п., развивать навык чтения договоров и понимания смысла написанного.
Эксперты согласны с тем, что реализация программы должна осуществляться в форме государственно-частного партнерства. Государство может опереться на крупных игроков рынка, имеющих долгосрочные стратегии присутствия, поэтому заинтересованных в работе с более финансово грамотными клиентами, а также на региональные власти, губернаторов, которые сегодня вынуждены заниматься разбором кризисных ситуаций на финансовом рынке у себя в регионах.