Вне создания теории современной патологии нет решения фундаментальных проблем медицины. За фасадом фармацевтически нагруженных тенденций, обыденных разговоров о норме и патологии, экологии, здоровье, избыточной симптоматической терапии скрываются формирующиеся реактивные формы новых патогенезов. Настоящая проблематика и опасности современности (а в медицине сегодня это проблема эпидемии болезней цивилизации) связаны с тем, что созданное усилиями многочисленных специалистов общество, чрезмерно регулируемые системы, в которых, кажется, всё нормализовано, на самом деле очень неустойчивы и уязвимы. Человек в современной обстановке утратил способность сопротивляться факторам риска и обычным воздействиям. Фармакологическое гомеостатическое регулирование базируется на бесконечном повторении старых понятий развития патологии как реакции на повреждении. Но не только внешняя угроза может нарушить равновесие организма, внутри системы зарождаются новые опасные тенденции (хронизация патологического процесса), патогенные ситуации не прошедшие эволюционного отбора, перед которыми бессильны терапевтические воздействия, основанные на нормологической лечебной методологии в условиях слабо развитого теоретического базиса. Традиционные реактивность и резистентность как параметры организменного саногенетического нарушения нормы составляют переменные, входящие в уравнение жизнедеятельности. На этом уровне ещё нет кризиса, но развивающиеся неупорядоченные процессы в организме отражают механизмы здоровья и являются тенью его органической целостности. В последнее время аномалии приобретают весьма тревожный характер. Это не явные симптомы, а странный признак упадка, нарушений пока неизвестных механизмов патологии. Сегодня всё изобилие накопленных фактов освобождено для общепатологического синтеза и развития теоретической патологии. В основе современной патологии лежит субклиническое воспаление. Саногенетические иммунные потенции организма, определяющие защиту от развития нозологических форм болезней цивилизации, и инфекционная иммунная реактивность являются дополнительными механизмами и понятиями. Так как иммунная система не может реагировать на своё, то посредством реакции на перекрёстные микробные структуры организм реализует участие в регуляции иммунной функции, ограничении воспалительных процессов, антигенно-структурном гомеостазе, сохранении эндоэкологии, регенерации, контроле опухолевого процесса, старении.
В.И. Вернадский был убеждён, что научная мысль и коллективный труд объединённого человечества в будущем, несомненно, приведут к решению важнейших экологических проблем и согласию в человеческом обществе, в результате чего биосфера превратится в сферу человеческого разума - ноосферу. В подавляющем большинстве публикаций последняя рассматривается как реальное будущее не только состояния природы, но и человечества, как конечный результат научной мысли и направленного на достижение этой цели человеческого труда, как стратегия выживания. Однако учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии: в нём переплелись ценностные и бытийные подходы. Ценностные характеристики ноогенеза были однозначно положительными, а это не соответствует противоречивости базисных основ природы, диалектике жизни. Человеческий разум может творить только технику, а потому структурным синонимом ноосферы можно считать техносферу (наукосферу, информосферу, интеллектосферу). Все эти искусственно выделяемые по разным признакам оболочки Земли противостоят природе: основное глобальное противоречие в судьбе человечества - между естественным и искусственным, между природой и человеческой деятельностью. Становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию рода людского кризиса - один и тот же процесс. Ноосфера как реальность представляет собой искусственную среду, которая теснит биологическое бытиё. Научные знания выхолащивают всё новые и новые сферы возможностей сознания, по мере того как техника подавляет жизнь. Ноосфера как гармония - сциентистский аналог социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она опирается на науку. Так к ней и надо относиться, хотя против утопий и надежд вообще нет смысла выступать. Они полезны в той мере, насколько, смягчая трагические реалии, помогают жить, как ожившие культы медицинских практик средневековья.
Уровень теоретического мышления - одна из существенных предпосылок успешных решений современных проблем медицинской практики. Успехам медицины часто приписывают абсолютную ценность, что препятствует возникновению мыслей о поиске других функций и эффектов современных медицинских возможностей. Эти вопросы заставляют возвращаться к вечным проблемам медицины для их переосмысления. В основе анализа новых возникших в медицине сложностей - эпидемии хронической неинфекционной патологии - лежит единство каузального, системно-структурного и эволюционно-генетического подходов. Уникальность современных патологических процессов есть результат сложного отклика организма на простые жизненно важные факторы. В соответствии с принципом активности живых систем (Н.А. Бернштейн), организм не пассивно уравновешивается со средой, а постоянно сам создаёт условия нарушенного гомеостаза, связывая в нераздельном единстве внесение или углубление нарушений равновесия в окружающем мире и борьбу за их минимизацию. В настоящее время, когда накоплено достаточно много фактического материала о патогенезе конкретных болезней, необходимо теоретическое углубление анализа механизмов осуществления адаптационного процесса как причины смены современных форм патологии. Пока его сущность не будет осмыслена с позиций общей и теоретической патологии неизбежен этап множественности определений частных процессов, что в тенденции чревато плюрализацией представлений о его единой сущности.
Разработаны теоретические обоснования, проведены анализ экспериментальных, клинических результатов, интерпретация концепции провоспалительного генеза современной патологии и метаболических нарушений, лежащих в основе паттерна нарушений при развитии патологических процессов в условиях депрессии иммунной системы, вызванной несовершенством медицинских практик XX века. Показано, что как в условиях локального субклинического воспаления, так и при воздействии стресса, происходит развитие типовых форм дисбаланса обмена липопротеинов, глюкозы и инсулина, появление модифицированных атерогенных липопротеинов, белков острой фазы, гликолизированных белков и цитокинов. Контроль частных патогенетических компонентов типового целесообразного реагирования не всегда приводит к желательным результатам саногенетического контекста гомеорезисной траектории здоровья. Терапевтическая компонента иммунореактивности координирует паттерн метаболических изменений приспособительного характера, которые при хронизации патологического процесса выступают в роли детерминанты нозологических форм патологии. В результате жёсткого симптоматического контроля, который стал нормой современных возможностей медицины, понижаются пределы саногенетической активности организма. Конструктивный принцип достижения цели в медицине (здоровья) реализуется через эволюционный механизм типовых реакций пато-саногенетического содержания. Новый взгляд на теорию современной патологии может выступить в роли индуктора программируемого результата в конечном итоге оздоровления современного человека.