Инновационная деятельность лежит в основе научно-технического и социального прогресса любого общества. Понимание тупиковости развития страны за счет сырьевых ресурсов существовало и во времена СССР. С развитием в России рыночных отношений в 90-е годы прошлого века появились реальные предпосылки для глубокой модернизации экономики страны и ее перехода к интенсивному пути развития, основанному на использовании инноваций и высоких технологий. Понимание необходимости такого перехода утвердилось в политическом руководстве и на всех уровнях государственной власти. К настоящему времени правительством и органами законодательной власти принят ряд решений, направленных на поддержку инновационного развития.
Среди таких решений можно отметить Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127 ФЗ от 23.08.1996 г., постановление Правительства РФ от 3.02.1994 г. №65 (с изменениями от 12.12.1995 г. и 6.03.1996 г., в соответствии с которым был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, постановление Правительства РФ от 26.08.1995 г. № 827 (с дополнениями от 2.11.1995 г.), в соответствии с которым был образован Федеральный Фонд производственных инноваций, создание приказом Минобразования РФ от 22.05.1997 г. Инновационного совета в сфере науки и научного обслуживания Министерства общего и профессионального образования РФ, Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 1.04.1996 г. и другие.
В последние годы у государства и российского бизнеса появилась и финансовые возможности поддержать развитие наукоемкого сектора экономики. Были разработаны и утверждены государственные программы и ряд конкретных проектов в этом направлении и выделены весьма значительные средства.
Однако сколько-нибудь заметной отдачи от вложенных средств до сих пор не видно. Очевидно, дело здесь не в объеме средств или отсутствии политической воли. Главная проблема - это острый недостаток высококвалифицированных специалистов, умеющих работать в рыночной среде и не боящихся инноваций. Ведь понятно, что программы и проекты не заработают сами по себе, их осуществляют конкретные люди, специалисты в соответствующих областях. Между тем качество подготовки выпускников вузов продолжает снижаться. Дошло до того, что стало трудно найти подходящего специалиста даже для работы в правительстве. В реальном секторе экономики положение не лучше. Предпринимательское сообщество уже сейчас недовольно уровнем подготовки специалистов, указывая, что этот уровень не отвечает современным требованиям. На предприятиях ждут не просто грамотных, но еще и умеющих организовать инновационный цикл специалистов.
Таким образом, для формирования в России инновационной среды, помимо организационных и законодательных мер настоятельно необходимо наладить подготовку современных специалистов.
Создание сети федеральных университетов, федеральных исследовательских центров, организацию конкурсов по отбору вузов, реализующих инновационные программы (так называемых инновационных вузов) можно рассматривать как реакцию государства на современную ситуацию с подготовкой кадров. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2006 г. в 2006 и 2007 годах проведено 2 таких конкурса, отобрано 57 победителей инновационных проектов. Для реализации заявленных проектов победители получили средства, соизмеримые с годовыми бюджетами этих вузов. Каковы же результаты? Полученные средства в основном были израсходованы и расходуются на ремонт зданий, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации преподавателей и персонала, то есть по статьям, которые могут и должны финансироваться прямо из бюджета даже в отсутствие у вуза инновационного проекта.
К сожалению приходится констатировать, что кардинальных сдвигов ни в организации учебного процесса, ни в научной и научно-внедренческой сферах не произошло.
Анализ проблем, связанных с подготовкой специалистов в инновационных вузах, можно найти в ряде исследований. Однако, важнейшим, на наш взгляд, факторам, препятствующим инновационному развитию вузов, как и путям ускорения перехода вузов к инновационной модели развития, уделяется неоправданно мало внимания.
В настоящем сообщении предпринята попытка анализа таких фундаментальных проблем современного высшего образования как мотивация инновационного развития и содержание инновационной деятельности вуза.
Так что же такое инновационный вуз и каким образом он должен осуществлять деятельность в рыночной среде?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, нужно проанализировать само понятие инновации, инновационной деятельности. Ввиду многогранности упомянутых понятий существует и множество их определений. Мы полагаем правильным, в наиболее общей форме, определить инновационную деятельность как создание и использование новых знаний с целью получения материальных и нематериальных благ.
В инновационной деятельности выделяют два этапа: «интеллектуальный» и этап практической реализации новшеств.
Инновационная деятельность чрезвычайно близка к предпринимательству. Многие исследователи даже отождествляют эти два понятия. С нашей точки зрения инновационная деятельность включает предпринимательство, но является более широким понятием, поскольку стимулом для «интеллектуального» этапа инновационной деятельности может являться не только прибыль, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса научного исследования, научных открытий.
Какие же условия необходимо создать для того, чтобы вуз стал не только восприимчив к инновациям, но и стремился постоянно генерировать их сам? Другими словами, какова мотивация инновационного вуза быть таковым? Здесь следует упомянуть о двойственной природе вузов в рыночных условиях: с одной стороны вуз является субъектом рынка, являясь предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научно-техническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию, с другой стороны он выполняет важный социальный заказ общества - готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства.
Мотивация рыночных предприятий, прибегающих к использованию инноваций проста: они делают это в условиях острой конкурентной борьбы, когда они проигрывают эту борьбу, то есть только от отчаяния, при угрозе разорения. Если предприятие работает устойчиво, не испытывает давления со стороны конкурентов - нет и желания рисковать, без нужды терять деньги. Предприятие, впервые выходящее на рынок, может закрепиться на нем, если найдет свою уникальную нишу, либо с помощью инноваций добивается конкурентных преимуществ в уже существующих сегментах рынка.
Таким образом, если рассматривать вуз как рыночное предприятие, то, чтобы сделать его восприимчивым к инновациям, нужно поставить его в положение полноценного субъекта рыночных отношений, когда он будет иметь эффективного собственника, свободно распоряжаться получаемой прибылью и существовать в конкурентной среде, имея реальную угрозу банкротства.
С точки зрения рынка, менеджмент современных российских государственных вузов представляет собой временных управляющих на предприятиях-банкротах, у них нет стимулов ни к эффективному расходованию средств, ни к, тем более, долгосрочным рисковым вложениям, каковыми являются вложения в инновации. Таким образом, без глубоких институциональных изменений в системе высшего образования (прежде всего разгосударствления вузов), при ненадлежащем контроле со стороны неэффективного собственника (а государство всегда неэффективный собственник), нынешнем уровне коррупции и состоянии правоохранительной системы, выделяемые на инновационные программы средства заведомо будут потрачены, в основном, нецелевым образом.
При разгосударствлении вузов, на наш взгляд, целесообразно вернуться к идее их акционирования. Акции крупнейших российских вузов должны котироваться на фондовой бирже (как это происходит с акциями ведущих университетов США). Курс акций и капитализация вуза в этом случае будут давать наиболее объективную рыночную оценку эффективности менеджмента вуза и определять его рейтинг.
С другой стороны, как мы уже отмечали, вуз - это не просто предприятие по производству услуг, он готовит кадры для народного хозяйства, выполняя важнейшую социальную функцию. Поэтому государство не может позволить погибнуть в конкурентной борьбе большинству вузов, особенно таких, которые готовят специалистов, необходимых для поддержания обороноспособности страны, устойчивого функционирования экономики.
Вот здесь и можно провести разграничение между обычными, государственными, вузами, и инновационными вузами. Инновационные вузы не должны иметь прямого бюджетного финансирования, они должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки специалистов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Такие вузы - это вузы-лидеры, вузы-новаторы. Остальные вузы, находящиеся на бюджетном финансировании, будут оставаться в своем нынешнем состоянии и смогут реализовать сценарий догоняющего развития, что, впрочем, также важно, особенно в областях знаний, где намечается отставание отечественной науки и технологий
Чтобы инновационные вузы смогли существовать, необходимо создать внешний спрос на их продукцию. Требуется в сотни раз увеличить финансирование на проведение прикладных исследований со стороны предприятий и организаций, что вполне реально, если законодательно закрепить возможность использования некоей части прибыли предприятий для проведения НИР и уменьшение на эту часть налога на прибыль. Кроме того, целесообразно отраслевые научно-исследовательские институты передать соответствующим вузам, то есть образовать научно-образовательные комплексы, поскольку в настоящее время в НИИ не хватает кадров, а в вузах очень слаба материальная база науки.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как подготовить специалистов с инновационным мышлением, чему и как их учить в вузе. Выше мы отмечали, что инновационный цикл включает 2 этапа: исследовательский и внедренческий. Первый этап предполагает умение вести научную, исследовательскую работу, второй - склонность к предпринимательству и умение работать в условиях конкуренции. Оба этапа требуют от специалиста обладания творческими способностями и навыками практической работы.
Таких специалистов можно подготовить только в творческой обстановке, когда внутренняя жизнь вуза тесно связана с реалиями рынка, то есть - в инновационных вузах. Однако: а можно ли научить инновационной деятельности? На наш взгляд - конечно нет, как нельзя научить творчеству, таланту. В вузе, как и в любом образовательном учреждении, можно лишь развить творческие задатки, воспитать талант.
Как известно, вуз выполняет двуединую задачу образования и воспитания. Образование дает знания, формирует умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности, воспитание же раскрывает творческий потенциал личности, прививает культуру научной и производственной работы.
Таким образом, при зачислении абитуриентов в инновационный вуз нужен особый отбор, учитывающий не только уровень подготовки, но и творческие способности. Кроме того, в учебных планах инновационных вузов следует увеличить количество часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, организовать научную работу студентов в реальных условиях научных и производственных коллективов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Для форсированного перехода экономики России на инновационный путь развития совершенно недостаточно образовать несколько госкорпораций и федеральных университетов и назвать их инновационными. Необходимо сформировать внешние условия (законодательные и социальные), в которых предприятия и вузы могли бы существовать только в режиме непрерывного внедрения инноваций.
2. Инновационный вуз - это учебно-научно-производственный комплекс, университет предпринимательского типа, самостоятельно зарабатывающий средства на свое существование и самостоятельно расходующий эти средства. Для создания эффективной, системно организованной инновационной среды целесообразно приступить к разгосударствлению и акционированию вузов.
3. Отбор абитуриентов для обучения в инновационных вузах следует осуществлять с учетом не только уровня подготовки, но и их творческих способностей и склонности к предпринимательству. В учебных планах подготовки специалистов целесообразно увеличить количество академических часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, научно-исследовательскую работу студентов и производственные практики осуществлять в реальных научных и производственных коллективах.
Работа представлена на научную международную конференцию «Актуальные проблемы образования», Греция (Афины-Дельфы-Метеоры-Микены-Нафплио-Эпидавр), 15-22 октября 2008 г. Поступила в редакцию 09.10.2008.