Управлять должна не идеология, а мысль.
Д. Гелбрайт
По сравнению с Болонским процессом, исходя из принципа «Обгоняй, не догоняя» дополнительно к шести ключевым позициям (двухцикловое обучение, введение кредитной системы, контроль качества образования, расширение мобильности, обеспечение трудоустройства и обеспечение привлекательности многоуровневой системы образования) с российской стороны необходимо учитывать седьмую стратегию - это обеспечение инноваций со стороны выпускников технических университетов на уровне мировой новизны, то есть с получением патентов на изобретения как права на интеллектуальную собственность, получаемую в ходе многоуровневой подготовки.
В итоге вместо расплывчатой пока инновационной политики, предлагается четкое понимание слова «инновация» (от лат. innovatio - обновление, перемена) как комплекса мероприятий, направленных на внедрение в экономику России новой техники и экологических технологий рационального природопользования на уровне мировой новизны.
В предлагаемой инновационной образовательной программе (ИОП) [1, 2] образование понимается не только как процесс усвоения знаний и даже не только как совокупность знаний, полученных в ходе НИРС и НИРШ с патентованием новых знаний как изобретений на способы и устройства (получением прав на свою интеллектуальную собственность), но и как то, что образовалось (возникло) физически в ходе учебной и трудовой деятельности выпускника школы и технического университета.
Закон энергоинформационного обмена предполагает материализацию идей, превращенных студентами в технические решения на уровне изобретений с получением ими патентов на интеллектуальную собственность (в ходе обучения в техническом университете), после поступления ими на работу по направлениям многоуровневой подготовки в реальные устройства, новые материалы и процессы по рационализации природопользования.
В этом направлении нами выполняется разработка способов экологического и технологического мониторинга на основе полученных совместно со студентами 28 патентов на изобретения (за последние три года), а также систем манипуляторных машин и технологического оборудования для рационализации лесопользования и обслуживания трасс нефтепроводов, газопроводов, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи по более чем 110 патентам, полученным совместно со студентами до кризиса экономики России.
Ныне мы занимаемся разработкой новых способов и приборов измерения качества природной и природно-техногенной среды свойствами растущих деревьев и травы. На их основе создана теория территориального экологического неравновесия и геотриадного измерения сельских территорий. Нам необходимо помочь в тиражировании методик статистической экологии, статистической геоэкологии, статистической гидрологии, статистической гидрометрии, статистической социологии и статистической эконометрики (изданы сигнальным тиражом 12 книг и лежат готовыми еще 3 книги).
Для передачи опыта инновационного обучения хотели бы сделать второй выпуск трехтомного учебного пособия «Рациональное природопользование» и представление его к утверждению как учебника для технических университетов, а также тиражирование монографии «Геоэкология: закономерности современного естествознания».
Ретроспективный анализ инновационной деятельности позволил осознанно подготовиться к намеченному в России с 2008 по 2020 годы переходу к инновационной экономике. Началом результативной изобретательской деятельности в МарПИ-МарГТУ является 1975 год (табл. 1), когда была создана патентная группа и получено в год первые 4 изобретения.
Таблица 1. Динамика авторских свидетельств и патентов в МарГТУ (по ежегодным отчетам отдела интеллектуальной собственности)
Год |
Время , лет |
По МарПИ-МарГТУ |
Изобретения П.М. Мазуркина |
||||||
Всего, шт. |
со студентами и аспирантами: |
Всего, шт. |
Часть от МарГТУ, % |
в т.ч. со студентами и аспирантами: |
|||||
шт. |
доля, % |
шт. |
доля, % |
часть, % |
|||||
1975 |
0 |
4 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1976 |
1 |
8 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1977 |
2 |
8 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1978 |
3 |
15 |
2 |
13.3 |
1 |
6.7 |
0 |
0 |
0 |
1979 |
4 |
16 |
0 |
0 |
2 |
12.5 |
0 |
0 |
0 |
1980 |
5 |
26 |
3 |
11.5 |
2 |
7.7 |
0 |
0 |
0 |
1981 |
6 |
38 |
0 |
0 |
2 |
5.3 |
0 |
0 |
0 |
1982 |
7 |
32 |
1 |
3.1 |
4 |
12.5 |
0 |
0 |
0 |
1983 |
8 |
48 |
1 |
2.1 |
6 |
12.5 |
1 |
16.7 |
100.0 |
1984 |
9 |
70 |
10 |
14.3 |
7 |
10.0 |
0 |
0 |
0 |
1985 |
10 |
66 |
9 |
13.6 |
5 |
7.6 |
0 |
0 |
0 |
1986 |
11 |
67 |
9 |
13.4 |
6 |
9.0 |
0 |
0 |
0 |
1987 |
12 |
68 |
9 |
13.2 |
2 |
2.9 |
0 |
0 |
0 |
1988 |
13 |
62 |
9 |
14.5 |
3 |
4.8 |
0 |
0 |
0 |
1989 |
14 |
74 |
10 |
13.5 |
6 |
8.1 |
3 |
50.0 |
30.0 |
1990 |
15 |
80 |
25 |
31.3 |
14 |
17.5 |
14 |
100.0 |
56.0 |
1991 |
16 |
92 |
38 |
41.3 |
15 |
16.3 |
15 |
100.0 |
39.5 |
1992 |
17 |
70 |
29 |
41.4 |
14 |
20.0 |
10 |
71.4 |
34.5 |
1993 |
18 |
58 |
32 |
55.2 |
23 |
39.7 |
21 |
91.3 |
65.6 |
1994 |
19 |
47 |
24 |
51.1 |
19 |
40.4 |
15 |
78.9 |
62.5 |
1995 |
20 |
30 |
13 |
43.3 |
10 |
33.3 |
9 |
90.0 |
69.2 |
1996 |
21 |
23 |
17 |
73.9 |
14 |
60.9 |
14 |
100.0 |
82.4 |
1997 |
22 |
2 |
2 |
100.0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1998 |
23 |
8 |
7 |
87.5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1999 |
24 |
20 |
16 |
80.0 |
1 |
5.0 |
0 |
0 |
0 |
2000 |
25 |
33 |
21 |
63.6 |
2 |
6.1 |
0 |
0 |
0 |
2001 |
26 |
37 |
26 |
70.3 |
1 |
2.7 |
0 |
0 |
0 |
2002 |
27 |
22 |
16 |
72.7 |
3 |
13.6 |
0 |
0 |
0 |
2003 |
28 |
53 |
37 |
69.8 |
3 |
5.7 |
0 |
0 |
0 |
2004 |
29 |
59 |
35 |
59.3 |
13 |
22.0 |
8 |
61.5 |
22.9 |
2005 |
30 |
50 |
42 |
84.0 |
11 |
22.0 |
11 |
100.0 |
26.2 |
2006 |
31 |
53 |
23 |
43.4 |
16 |
30.2 |
3 |
18.8 |
13.0 |
2007 |
32 |
54 |
37 |
68.5 |
5 |
9.3 |
3 |
60.0 |
8.1 |
Всего: |
1393 |
503 |
36.1 |
210 |
15.1 |
127 |
60.5 |
25.2 |
Учебно-методическое и научно-методическое обеспечение, а также технология образовательной деятельности по логистике образовательных процессов от школьников до выпускников вуза, технологии сквозного обучения при многоуровневой подготовке бакалавров и магистров, прежде всего в области защиты окружающей среды, природообустройства и рационального природопользования. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки бакалавров, магистров и аспирантов направлений 554100 "Природообустройство" и 553500 "Защита окружающей среды" было создано на основе методов научно-технического творчества и получения патентов на изобретения.
Ежегодно со студентами и аспирантами подаем не менее 150 заявок на изобретения по экологическому мониторингу и способам оценки территорий, водных, лесных и земельных ресурсов свойствами деревьев и других биоиндикаторов. Издан сборник трудов школьников и студентов, бакалавров, магистров и аспирантов по защите и обустройству природной среды. Пока всё это делается на простой инициативе, без должного финансирования.
Думается, что составление методических пособий и указаний по интеграции научной и учебной деятельности при многоуровневой подготовке бакалавров и магистров станет и дальше задачей наших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мазуркин П.М. Многоуровневая подготовка бакалавров и магистров природообустройства // Сб. материалов 6 межвузовской научно-метод. конф. "Вопросы повышения качества образования в области природообустройства и водопользования". - М.: МГУП, 2004. - С.162-164.
- Мазуркин, П.М. Учебно-методические комплексы (направление 28040068 (554100) - «Природообустройство»: Учебное пособие / П.М. Мазуркин, А.Г. Поздеев, Н.В. Русинова, А.И. Толстухин, А.Н. Фадеев; Под общей ред. проф. П.М. Мазуркина. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 490 с.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Бечичи), 9-16 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 16.08.2008.