В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования «Поведение в сфере здоровья работников коммерческих предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска». Исследование было проведено в период с марта 2006 года по апрель 2007 года при поддержке International Financial Corporation (IFC, New York), "West Bridge Consult" (Great Britain), K Burns Consult (USA), National Research and Development Centre for Welfare and Health (STAKES, Finland), Finnish Institute of Occupational Health (FIOH).
Основной целью исследования являлась оценка возможности реализации профилактических программ в сфере укрепления здоровья (социальный маркетинг) на предприятиях частного сектора Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Объем выборки - 21 предприятие (8 предприятий - Москва, 8 - Санкт-Петербург, 5 - Петрозаводск). Всего опрошено 503 человека, из них 126 руководители, 377 - исполнители.
Основной целью приведенного в статье анализа явилась проверка частной гипотезы о различиях в алкопотреблении среди работников руководящего и исполнительского звеньев предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Математико-статистический анализ осуществлялся: проверка нормальности распределений тестом Колмогорова-Смирнова (гипотеза о нормальности распределений отклонена), сравнительный анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни.
Предположительно, руководящие работники и в силу выполняемых задач, реже находятся на территории предприятия, обладают большей самостоятельностью в действиях, в ряде случаев проводят встречи с представителями внешних структур и организаций, в том числе в обеденное время, а также на различных мероприятиях, носящих развлекательный характер и допускающих потребление алкоголя. Следовательно, можно предположить, что руководители в меньшей степени подвержены социальному контролю относительно алкопотребления, более того, имеют физический доступ к нему в рабочее время и чаще бывают в ситуациях, когда алкопотребление является социально одобряемым поведением.
Исследование показало, что, действительно, за год предшествующий опросу доля руководителей употреблявших алкогольные напитки больше, чем исполнителей (98,4% и 90,5%, различие статистически значимо). Однако статистически значимых различий ни в частоте, ни в объеме алкопотребления не обнаружено, так же как и в частоте случаев тяжелой алкоголизации (160 мл. или более чистого алкоголя за одну выпивку).
Таким образом, управленческий статус является дополнительным фактором риска при вовлечении в алкопотребление, но сам по себе не является дифференцирующим фактором ни частоты, ни тяжести потребления алкоголя.
Работа представлена на научную международную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», Шарм-эль-шейх (Египет), 20-27 ноября 2008г., Поступила в редакцию 20.10.2008.