Инновационная деятельность в сфере образования - предмет активного обсуждения в педагогической науке, где термин «инновации» используется многозначно и довольно размыто, вплоть до создания иллюзии его банальности и общепонятности. Иное - в науке экономической: проблемы инновационной деятельности из сугубо прагматических соображений часто замыкаются на сфере материального производства. А сам инновационный процесс рассматривается как промышленное применение новых технологий. Поскольку внимание представителей других наук к категории «инновационная деятельность» ощущается слабо, право на её определение «узурпировала» экономическая наука. Пока в юридической практике можно отметить лишь отдельные «вкрапления» терминологии, связанной с этим прогрессивным видом деятельности. Поэтому можно с сожалением констатировать, что юридическая наука и законодательная практика в области правового регулирования инновационных отношений отстают от педагогической и экономической науки. Объединение усилий наук, исследующих проблемы инноваций, позволило бы стимулировать достижение того эффекта, который в действительности ожидается от инновационных технологий в образовательной деятельности.
Инновационные технологии в вузе, несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане - это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Особая проблема - внедрение норм об инновациях в отраслевые акты, в том числе законы Российской Федерации. В них должны быть включены нормы об инновационных технологиях, отстаиваемые отдельными учеными, апробированные и применяемые рядом вузов или принятые на научных конференциях. В противном случае они не могут быть легально внедрены в образовательный процесс. Существуя на практике, они должны быть, регламентированы юридически. А это означает, что любые достижения вузов (и иных субъектов образовательных отношений) в области образовательной инноватики должны быть регулируемыми, то есть предсказуемыми. Следовательно, они должны являться заведомо известными реальным и потенциальным участникам образовательных отношений, чтобы не вступить в противоречие с нормами действующего законодательства и, в конечном итоге, с целями образовательной деятельности. Кроме того, усилиями представителей юриспруденции с опорой на достижения экономической науки должна быть проведена классификация инноваций в образовательной сфере. Весь спектр имеющихся в педагогической науке исследований инноваций в образовании позволяет классифицировать их на организационные (связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности), методические (направленные на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческие. Пока же все новшества, за которые ратуют и участники образовательного процесса, и субъекты, осуществляющие государственное управление им, представляют собой «инновационный конгломерат», который никак не увязывается с нормами образовательного законодательства и существует как явление, автономное от него.
Таким образом, образовательный процесс независимо от формы и вида всегда нацелен на оказание качественной образовательной услуги, а потому с ней необходимо соотносить все инновационные инициативы. И эта задача также может быть выполнена только с помощью закона.