Следует констатировать глубокий кризис образовательной отрасли и трансформационный спад ее социально-общественного и экономического аспектов, что ощущается по результатам проведения всех реформ в системе высшего профессионального образования: институциональной, структурной, налоговой, финансовой, бюджетной, которые осуществлялись и осуществляются в различных пространственно-временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью.
Государственные высшие учебные заведения являются в рамках частного гражданского права учреждениями образования и, одновременно, в рамках публичного бюджетного законодательства - бюджетными учреждениями. Следовательно вузы являются полноценными участниками бюджетного процесса, поэтому учетно - управленческие аспекты экономики высшей школы следует рассматривать в контексте проводимой в стране бюджетной реформы.
Сегодня экономика высшего образования, особо социально и общественно значимой отрасли, - остро специфична, характеризуется смешением и многообразием субъектов и форм хозяйствования и представляет собой комбинацию недоразвитых рыночных и нерыночных организационно - экономических механизмов функционирования. Эти критериальные особенности усложняют функционирование вузов.
В последние годы был сделан акцент на макроэкономические инструменты преобразований, без их органической связи с научным анализом микроэкономических проблем. Это привело к предельно неэффективному менеджменту в отрасли, к неспособности структур управления высшей школой содействовать адаптации ее к изменениям внешней среды и игрового экономического поля.
Эти факты является следствием, в том числе, и недостаточности научных разработок в этой области экономической науки. Отсутствуют серьезные и глубокие теоретические и методологические разработки по этой проблематике, отсутствует алгоритм взаимодействия фундаментальных и прикладных наук.
Онтологии экономической науки недостаточно для объяснения современной экономической практики учреждений высшей школы.
Провозглашенная, в Посланиях Президента РФ последних лет, бюджетная стратегия нацеливает вузы, как бюджетные учреждения:
- на кардинальную трансформацию системы учета и отчетности бюджетных учреждений, каковыми являются образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- на формирование прозрачной, доступной и транспарентной учетной информации в сфере высшего профессионального образования;
- на разработку современных методов оценки рациональности произведенных расходов бюджетными учреждениями высшего профессионального образования.
Квинтэссенцию целей всех проводимых реформ можно определить так: эффективное функционирование учреждений образования, оказывающих конкурентно-способные образовательные услуги необходимого обществу объема с использованием наименьшего количества средств.
Достижению экономических целей функционирования образовательных учреждений, в ближайшей перспективе, будет способствовать структурная перестройка образования, внедрение программно-целевого и среднесрочного бюджетирования, позволяющие планировать движение бюджетных ресурсов на заданный будущий период и создать целостную и эффективную систему управления в части достижения и оперативных и стратегических целей.
Важную научно-практическую значимость для реализации поставленных целей имеет разработка и теоретическое обоснование научной концепции организации бухгалтерского учета в системе управления высшей школы, в условиях трансформационной экономики, как инструмент контроля и управления, как система активного воздействия на функциональные процессы, как способ дальнейшего развития вузов.
Среди большого комплекса требуемых решения задач этой плоскости, прежде всего, следует: проанализировать объемные информационно-законодательные блоки и разработать методику формирования учетной политики бюджетного высшего учебного заведения, структурированную в организационном, техническом и методологическом планах; разработать теоретические положения и прикладные решения по функционированию систем бюджетного контроля и аудита бюджетных расходов в вузе.