В сложившихся условиях производственной деятельности для работодателя на первый план выдвигается компетентность специалиста, его способности эффективно выполнять конкретные производственные функции и практически решать многие классы задач [2].
Одна из точек зрения предлагает понимать под компетентностью специалиста отдельные качества и умения, другая - их группы. Но в том и другом случае компетентности специалиста должны соответствовать классам задач. Одним из классов задач, обязательных для исполнения, является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в производственных условиях. Специалисту, решающему вопросы безопасности жизнедеятельности, присущи свойства четырех профессиональных групп: «человек - человек»; «человек-техника»; «человек - живая природа»; «человек - знаковая система».
Использование компетентностей как результативно-целевой основы обучения безопасности жизнедеятельности обусловливает смещение (или уход) от традиционной, преимущественно знаниево-ориентированной схемы построения учебного процесса на схему, позволяющую обеспечить развитие компетентностей в инженерном образовании, а оценку качества результата подготовки будущего специалиста целесообразно осуществлять с помощью понятия «компетентность». При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Такая способность, конечно же, предполагает наличие научных знаний, которые, как указывает в своих работах И.А. Зимняя [4], являются когнитивной основой всех компетентностей. В тоже время, как справедливо указывается в теоретических разработках, посвященных обоснованию компетентностного подхода в образовании, нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации (А.Л. Андреев [1]).
Знакомство с позициями ученых-педагогов: А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов и В.В. Сериков, А.А. Вербицкий, И.Г. Галямина, Н.А. Гришанова, Э. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Ищенко, Е.А. Коган, Б.К. Коломиец, О.Г. Ларионова, М.И. Лукьянова, О.Н. Огай, Н.А. Рыбакина и Е.А. Самойлов, А.А. Пинский, Равен Дж., Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин, М.Ю. Холстед и Орджи Т., А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др., позволяет сделать следующие обобщения, которые необходимо учесть при разработке технологии в инженерном образовании по вопросам безопасности жизнедеятельности, а её результативно-целевая основа должна быть направлена на формирование и развитие компетентностей:
1. Понятие «компетентность» многоаспектно и сложно по структуре; компоненты компетентности специалиста обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, кумулятивности, социальной и личностной значимости.
2. Компетентности выпускника учебного профессионального заведения характеризуются социальностью, культуросообразностью, межпредметностью, надпредметностью, системностью, практикоориентированностью, ситуативностью, мотивированностью использования.
3. Компетентность представляет собой системное качество специалиста, которое возникает, проходит становление, развивается в процессе обучения (деятельности) и совершенствуется в процессе освоения практической деятельности.
4. В группах профессиональных действий и взаимоотношений «человек - человек», «человек-техника», «человек-знак», «человек - живая природа» от специалистов требуются разные наборы компетентностей.
5. Каждая из групп компетентностей содержит в себе совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частных компетентностей, которые включают в себя обязательные компоненты знаний, умений и навыков, реализуемых в деятельности.
6. Компетентность рассматривается как система базовых характеристик, которые определяют профессиональный успех и могут быть описаны в терминах поведения, может быть оценена качественно и количественно, т.е. «компетенция/компетентность» технологична и диагностируема.
7. Формирование и развитие компетентностей происходит на уровне личности студента, что находит выражение в вариативности и возможности индивидуализации образовательного процесса.
8. Каждая компетентность реализуется на индивидуально-личностном, личностно-смысловом, операционном, информационном уровнях, что дает основы для управляемого и самоуправляемого развития компетентностей с помощью новых педагогических технологий.
9. Компетентность личности, по сути, потенциальна; она проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, так как ее оценка, как правило, дается другими субъектами.
10. Все компетентности социальны (в широком смысле этого слова), ибо они вырабатываются, формируются в социуме, они социальны по своему содержанию, они и появляются и функционируют в этом социуме.
С позиций настоящей работы в рамках деятельностного подхода весьма подходит определение компетентности, которое сформулировал Ю.Г. Татур: «... компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [5].
Интегральная структура компетентности личности специалиста-профессионала, как следует из цитируемого определения, представлена когнитивным, мотивационно-ценностным, операционно-деятельностным и социально-психологическим компонентами.
Когнитивный компонент компетентности в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до определенного уровня знания.
Мотивационно-ценностный компонент компетентности определяет избирательную направленность на деятельность. Отражая в себе нравственно-психологическое содержание профессионализма, этот компонент несет в себе потребность специалиста в творчестве, потребность самостоятельно ставить цели профессионально-творческой деятельности и достигать их, стремление к волевому напряжению при достижении этих целей, комплекс представлений о себе как о профессионале (профессиональная Я-концепция). Без мотивационной направленности на овладение избранной профессией эффективность процесса профессионального самосовершенствования будет минимальной даже в том случае, если специалист имеет в достаточной степени развитой интеллект и склонность к творческой деятельности. Изначальная личностная позиция отражает характер вовлеченности специалиста как целостного «Я» в развертывающуюся деятельность, что соответственно влияет и на организацию деятельности и на её продуктивность.
Операционально-деятельностный компонент содержит в себе, помимо антиципации, саморегуляции и умения принимать решения, профессиональное творчество, коммуникативную компетентность и адекватную профессиональную самооценку. Последняя непосредственно связана с интеллектуальной, личностной и межличностной рефлексией. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление специалистом движения в содержании проблемной ситуации, на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания. Личностная - направлена на самоорганизацию через осмысление специалистом себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего «Я». Межличностная - направлена на самоорганизацию своей деятельности через осмысление личности и действий партнера по совместной деятельности.
Социально-психологический компонент включает в себя рефлексию, эмпатию, общение, понимание и др., определяет социализацию личности в общении, как одном из видов деятельности и, представляет процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в результате воздействия на развивающуюся личность различных направленных факторов общественного бытия, в т.ч. воспитания. Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, определяющие избирательность личности как объекта социализации. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Социально-психологическая компонента личности имеет самое прямое отношение к теории «Я-концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». Складываясь из отражения социальных оценок (мнений других людей), социально-психологическое «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем указывает на ее роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешними воздействиями когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора.
Рассмотрение компетентностей как результативно-целевой основы инженерного образования в области безопасности жизнедеятельности, и исходя из интегрального характера структуры компетентности личности, представляется возможным сделать обобщающие выводы в пользу деятельностного похода в обучении:
- все компетентности (учебные, профессиональные и социальные) формируются, развиваются и проявляются в деятельности;
- компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют результативный, практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в предметном действии и/или поступке, несущем в себе свойства, как предметности, так и социальности;
- будучи интегративным образованием, любая компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать в деятельности, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку усваивать социальный опыт и саморазвиваться;
- в активно разрабатываемой в настоящее время компетентностной концепции профессионального образования категория деятельности играет определяющую роль, ─ она позволяет уточнить и разграничить понятия компетенции и компетентности. Под последней понимаются приобретенные в результате образования способности личности к выполнению определенной деятельности. Она жестко не связана с конкретной профессией. В ней воплощаются качества, необходимые для успешной работы в производственной и общественной сферах (совокупность познавательных и деятельностных отношений), в мироощущении своего "Я" (рефлексивные отношения), в коммуникативном взаимодействии с другими людьми.
Выводы. Дефиниция «компетентность» фиксирует качественные характеристики, имеющие отношение ко всем «компонентам» действующего профессионала, что предполагает соответствующие психолого-педагогические технологии развития компетентностей специалиста через учебную деятельность в процессе его подготовки в профессиональном учебном заведении.
Психолого-педагогическая теория, которую можно и нужно положить в основу реализации компетентностного подхода, формирования и развития компетентностей должна «схватывать» не только предметно-технологическую, но и социально-нравственную стороны деятельности обучающихся, реализовывать цели обучения и воспитания в одном потоке социальной по своей сути образовательной деятельности. Существенным потенциалом в этом отношении обладает деятельностная теория усвоения социального опыта. В наибольшей мере, отмечает А.А. Вербицкий [3], подходит теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, основанная на деятельностной теории, вошедшая в практику инженерных наук (и соответствующих им кафедр) во многом в силу именно своей технологичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. №4. С. 19.
- Бондаренко Н.В. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников // Вестник общественного мнения. 2005, №3. С.41.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.34.
- Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 18 с.