Египет одно из благополучных государств Ближнего Востока. С 1953 г. Египет Республика. С 1979 г. Египет сохраняет с Израилем отношения, основанные на Вашингтонском договоре. За это время возрос международный авторитет страны и поэтому в XXI век Египет вступил уверенно. Значительны достижения в социально-экономическом и политическом развитии, в основе которого лежит парадигма, выработанная Г.А. Насером после революции 23 июля 1952 г. Идеи, заложенные Г.А. Насером в программу модернизации Египта, после корректировки в начале 70-80-х гг. XX века обеспечили стабильное развитие стране. В январе 2007 г. ему исполнилось бы 89 лет, если его жизнь не оборвалась бы трагически 28 сентября 1970 г.
Июльская революция - главное событие в истории Египта в ХХ веке. Она определила магистральное направление будущего развития, дала простор национальным силам в поиске парадигмы модернизации страны. Она стала коренным переломом в концептуальном развитии идеологии арабского национализма. Вобрав радикальные идеи его, насеризм стал воплощаться в реальность в системных переменах в египетском обществе и положительном влиянии на другие арабские страны.
На старте ХХI века, как и прежде, остро стоит проблема изучения причин и предпосылок революции 1952 года, идеологии национализма. Г.А. Насер до и после революции внимательно изучал современные его эпохе политические процессы и идейные течения. Прекрасно понимал, что их восприятие является важнейшим условием модернизации египетского общества.
Зарождение насеризма относиться к концу 30-х - началу 50-х гг. ХХ века, когда в Египте не только сохранялось английское присутствие, но Лондон делал все возможное, чтобы сохранить и упрочить такое положение.
Молодой Насер стал участвовать в выступлениях народа против английского ига, отмечая, что Лондон правил Египтом "пользуясь своим излюбленным методом "разделяй и властвуй", сохраняя и укрепляя феодальную систему и монополистический капитал".
Насеризм сфокусировал в себе основные проблемы общества, стремившегося вырваться из такого положения и модернизироваться. Поэтому, для него была характерна непримиримая борьба с иностранным присутствием и в Египте и в арабском мире, с экономической, социальной и политической отсталостью, стремление достичь научно-технического прогресса в ведущих отраслях производства, устойчиво высоких темпов роста национального дохода, создать необходимые условия для улучшения жизненного уровня населения, добиться деколонизации всего арабского мира и др. Поэтому насеризм занимает особое место среди идеологических концепций Востока: гандизма, суньятсенизма, кемализма, мархеэнизма, теории "третьего пути", басизма и др. Насеризм наиболее полно вобрал в себя наиболее главные черты и противоречия эпохи колониального и постколониального развития. Поэтому необходимо основательно исследовать идейные корни насеризма, основные его принципы. Все это и сегодня представляется вполне дискуссионным, но при этом надо отметить, что выполнение этой задачи, как и 30-50 лет тому назад, представляется трудным из-за ограниченной доступности источников, текстов программных выступлений самого Г.А. Насера, документов правительства, АСС, партий, образовавшихся во второй половине 70-х годов ХХ в., исследований арабских и западных авторов и др.
До 1922 года Египет почти в течение 40 лет управлялся железной рукой Лондона. Однако после первой мировой войны Лондон был вынужден пойти на некоторые уступки: конституционные реформы 1922-1923 гг., которые Каиру так и не принесли подлинной независимости. Они были снабжены предохранительным статьями, - только за приостановку военно-полевых судов Египет выплатил Лондону компенсацию в 32 млн. долларов. Лондону была обеспечена охрана имперских путей, военная охрана Египта, оккупация Судана, привилегированный режим для иностранцев и многое другое. Все попытки Каира изменить такое положение закончились безрезультатно и провалились. В такой обстановке протекала юность Г.А. Насера, будущего идеолога и руководителя революции 1952 г. Академик Е.Н. Примаков, отмечает: "Насер, обладавший пытливым умом, склонный к анализу и обобщениям, учащийся военного училища, сблизился с людьми, выступавшими за обновление страны. Он принял участие в патриотических демонстрациях и был арестован.
В 30-40-х годах ХХ в. очевидным стало углубление кризиса конституционного строя, особенно после 1936 года. В этих условиях Англия все больше вмешивается в политическую борьбу, "в зависимости от того, какая из партий, придя к власти, становилась опорой англичан". Сознанием молодого Г.А. Насера все больше овладевали проблемы геополитики и идеи панарабизма. В 1936 г. было учреждено общество арабского единства, а в 1946 г. было создано общество арабского союза.
Г.А. Насер в идеи панарабизма вкладывал политическое, социальное, экономическое и духовное содержание, являясь сторонником деколонизации арабского мира, создания единого арабского государства.
После II мировой войны для Англии неожиданно возникли проблемы в Палестине из-за сионистской колонизации и натиска нефтяных монополий США. Все это свидетельствовало о наступлении эры будущего господства США на Ближнем Востоке. Политика Лондона разоблачала мандатную систему и ее антигуманизм, антиарабизм.
Такая политика противоречила Хартии ЛАГ, которая требовала независимости Палестины. Наконец, 29 ноября 1947 года СБС и ГА ООН приняли резолюцию 181(II) о разделе Палестины на два государства: Израиль и арабские государства. Резолюцию поддержали США, СССР и Франция. В 1967 году Израиль в результате очередной агрессии против арабских стран захватил всю Палестину. Все это оказало на Г.А. Насера огромное воздействие. Он, участник войн 1948-1949, 1956 и 1967 гг., до конца своей жизни защищал законные интересы арабов Палестины. О событиях 1948 года Г.А. Насер писал, что "в том году была совершена сионистская агрессия на арабский народ Палестины".
Пока Англия и США строили свои планы, ситуация в Египте на рубеже 40-50-х гг. ХХ в. резко ухудшилась. Политический кризис в начале 1952 года вступил в завершающую фазу. Началась фаза активной деятельности организации "Свободные офицеры". В правительственной чехарде прослеживался конфликт не столько между Египтом и Западом, сколько конфликт в самом египетском обществе. Политические и социальные выступления 1946-1952 гг. свидетельствовали о стремлении патриотических сил создать патриотическое и демократическое государство. Насущной проблемой оставалось свержение монархии, которую за истекшие 30 лет спасали "всегда ради Лондона".
Слишком долго, с 80-х г. XIX века, Лондон лишал арабский народ права самостоятельно решать свои проблемы, достигать высоких темпов развития промышленности, сельского хозяйства и торговли. И тут надо искать ответ на причину революции.
В таких условиях формировалось новое радикальное направление в идеологии насеризма и 23 июля 1952 года свершилась революция под руководством организации "Свободные офицеры". Монархия, унаследованная от Мухаммеда Али, была свергнута, Египет стал республикой. Стала формироваться новая парадигма национального развития.