Применение гидродинамического привода на транспортных машинах определило современную тенденцию использования гидравлического реверса и гидроторможения машины. Гидроторможение осуществляется пусковым гидротрансформатором привода в режимах противовращения турбинного и насосного колес и в обгонном. Но процесс гидроторможения при приемлемой экономичности должен исключать скольжение (юз) колес машины, для чего он должен быть регулируемым.
Наиболее экономичный способ регулирования тормозного момента MT изменением частоты вращения насосного колеса может быть использован лишь ограниченно. Необходимо дополнительное регулирование - изменением степени наполнения жидкостью рабочей полости гидротрансформатора, поворотом лопаток рабочих колес, установкой шибера - и выбор их них оптимального.
Применив метод теории подобия и размерности(Л.И. Седов. Методы подобия и размерности в механике. - М.: Наука, - 1981), получим уравнение для безразмерных коэффициентов моментов на насосном и турбинном колесах трехколесного гидротрансформатора
где , , , , ;
, , - числа Эйлера, Рейнольдса и Фруда соответственно.
На основании данной зависимости было проведено экспериментальное исследование эффективности указанных способов регулирования для гидротрансформаторов Т522 (,) и Т04 ( , ). Результаты исследования обработаны в виде зависимостей , , .
В процессе испытаний число Рейнольдса составляло , число Фруда , что обеспечивало автомодельность работы гидротрансформаторов по этим критериям.
Экономичность регулирования оценивалась величиной, аналогичной КПД гидротрансформатора в тяговом режиме: .
Регулирования тормозного момента поворотом лопаток реактора и наполнением близки по экономичности. Наименее экономично шиберное регулирование. Экономически и конструктивно целесообразным является регулирование изменением частоты вращения насосного колеса и наполнения жидкостью полости гидротрансформатора. Значительно более экономично такое регулирование у гидротрансформатора Т04 .