В любой машине обязательно присутствуют вибрации, АЧХ акустических сигналов, которые являются своего рода визитной карточкой машины. По этой карточке можно однозначно идентифицировать машину из любого числа однотипных машин, осуществлять диагноз работоспособности машины, ее состояния и при необходимости назначить своевременное "лечение". Это открывает широкие возможности для профилактики и предупреждения отказов, внезапный характер которых является зачастую причиной серьезных аварий с тяжелыми последствиями. Известен ряд зарубежных фирм, использующих описанный принцип для осуществления мониторингового обслуживания сложного и дорогостоящего технологического оборудования. Однако широкому распространению его у нас препятствовали определенные обстоятельства, которые включают: экономические условия, теоретическая проработка вопросов диагностики, технологические, и технические, аспекты осуществления вибродиагностических работ. Экономические факторы. С переходом к рыночной экономике восстановление основных фондов из-за естественного или не хозяйского отношения к ним, ложится тяжелым финансовым бременем на плечи предприятия, причем тем более, чем сложнее и дорогостоящее оборудование. Так остро ранее проблема не стояла. Поэтому в современных условиях экономически выгодно предприятию наладить систему мониторингового отслеживания состояния оборудования с целью поддержания его в работоспособном состоянии длительное время. Теоретическая база виброакустической диагностики. На сегодняшний день недостаточно проработанными остаются вопросы установления пороговых характеристик АЧХ и как следствие определения остаточного ресурса работы. Последнее, однако, составляет важную задачу диагностики. Как показали исследования, оказалось возможным также оценивать состояние того или иного элемента машины по скорости изменения амплитуды, то есть по значению первой производной функции амплитуды акустического сигнала. Нами введен показатель текущего состояния а, который в процессе наблюдений не должен превышать допустимого значения [а] .За время от начала работы элемента системы до выхода его из строя амплитуда акустического сигнала А изменяется по характерной кривой. На начальном периоде приработки ее амплитуда несколько ниже номинальной Аn. Далее амплитуда растет незначительно в интервале, соответствующем нормальному периоду эксплуатации элемента, после которого наступает период интенсивного износа и накопления усталостных напряжений. Этот период характеризуется ростом значений амплитуды с интенсивностью того или иного порядка и достижением порогового значения, при котором происходит разрушение элемента. В некоторый рабочий момент времени ti , зная пороговый показатель Ап и характер изменения кривой можно определить остаточный ресурс элемента. Обоснование пороговых значений амплитуд различных элементов, как и изучение характера зависимости амплитудной кривой в предпороговом периоде являются задачами теоретических и экспериментальных исследований. Необходимо отметить, что отсутствие теоретических методов определения пороговых характеристик не может сдерживать проведение диагностических работ, так как остаточный ресурс элемента можно приближенно оценивать экспериментальным путем. Технологические и технические аспекты виброаккустической диагностики. Нами разработана компьютерная технология проведения диагностических работ, основанная на снятии АЧХ виброаккустических сигналов направленного действия и их обработке специальными методами. Система может работать в автоматическом режиме.