В процессе подготовки товароведов-экспертов необходимо изучение вопросов, связанных с организацией работы торгового предприятия и оптовой торговли, управлением торговой деятельностью, методиками исследования и анализа торговых операций.
При изучении организации работы розничных торговых предприятий целесообразно рассматривать: методы размещения торговой розничной сети и факторы, определяющие такое размещение; планировку торгового предприятия; франчайзинг и лизинг в торговле; оперативные процессы в магазине; оформление кассовых операций; особенности формирования товарного ассортимента; организацию торговых помещений( в том числе вопросы, связанные с оформлением товарных ценников, размещением ассортимента товаров, порядком осуществления контроля за деятельностью торгового предприятия ); санитарные правила; систему товароснабжения; товарные склады и технологический процесс на складе.
Важная роль в развитии сферы обращения товаров принадлежит оптовой торговле. Оптовые предприятия преобразуют производственный ассортимент в торговый, определяют направление товарных потоков, выступая посредниками между промышленностью и розничными торговыми предприятиями. При изучении организации оптовой торговли важно освоение будущими специалистами следующих вопросов: особенности торгово-посреднической деятельности; оптовые рынки и оптовые магазины; транспортное обслуживание оптовой торговли.
Процесс управления складывается из отдельных процедур и операций, выполняемых в определенной последовательности участниками этого процесса. Система таких информационных, логических, вычислительных, организационных операций, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями, составляет технологию управления. Содержание подготовки товароведов в этой сфере вероятно должно включать изучение: этапов процесса управления (особенно этапа подготовки, принятия и реализации решения); информационного обеспечения процессов управления; структуры штатов торгового предприятия; должностных инструкций и материальной ответственности работников.
Принятие правильного решения в процессе управления торговой деятельностью с минимальным риском невозможно без использования методов исследования и анализа торговых операций. При исследовании торговых операций могут использоваться несколько видов типовых задач, для которых известны математические методы решения ( задачи распределения, массового обслуживания, управления запасами, прогнозирования, транспортные и состязательные задачи). В этой связи, в учебном процессе подготовки специалистов в области товароведения целесообразно изучение методов теории массового обслуживания, теории игр, прогнозирования, экспертных оценок, имитационного моделирования. Указанные методы, в частности, позволяют рассчитать среднее время ожидания покупателей в очереди, количество кассовых кабин, ожидаемую величину товарооборота, степень зависимости товарооборота от уровня дохода населения региона, коэффициент конкурентоспособности.
Все изложенное делает изучение вопросов организации и управления торговым предприятием важным аспектом подготовки товароведов-экспертов.