Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE ANALYSIS OF INDUSTRIAL AND FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF AGRICULTURE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

Kalov Z.A. Atmurzaev A.I. Harzinova L.L.
The agriculture of the Kabardino-Balkarian Republic functions on the basis of complex system of interbranch and territorial and production communications. Characteristic feature of an agriculture becomes the increasing integration with other branches of a national economy, first of all with the industry. At a regional level the agriculture solves also questions of systematic liquidation of social and economic and cultural and community distinctions between city and village.

Агропромышленный комплекс республики функционирует на основе сложной системы межотраслевых и территориально-производственных связей. Характерной чертой сельского хозяйства становится все большая интеграция с другими отраслями народного хозяйства, прежде всего с промышленностью. На региональном уровне агропромышленный комплекс решает также вопросы планомерной ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом.

В состав агропромышленного комплекса входит 300 сельскохозяйственных организаций и 94 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производством сельскохозяйственной продукции в регионе занимаются 150 крупных и средних коллективных хозяйств, 1152 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 163 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В экономике агропромышленного комплекса занято свыше 79 тыс. человек, в том числе 73,5 тыс. человек в сельском хозяйстве.

Объем выпуска продукции сельского хозяйства в текущих ценах с 2000 по 2005 год во всех категориях хозяйств увеличился с 8110,4 до 15298,5 млн. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях он составил в 2000 году 1896,4 млн. рублей, в 2005 году 1585,0 млн. рублей (рис. 1).

p

Рисунок 1. Объемы выпуска продукции предприятиями

АПК в текущих ценах, тыс. руб.

В сопоставимых ценах в 2000-2005 гг. рост объема выпуска продукции сельского хозяйства составил 189,0%, в сельскохозяйственных организациях - 79,4 %, предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности - 90 % (табл. 1). Вместе с тем динамика роста производства по годам неустойчива и обуславливалась экстенсивными факторами, потенциал действия которых в настоящее время в значительной степени исчерпан.

Анализ объема выпуска продукции в сопоставимых ценах, 2000 г.

Таблица 1

№ п/п

Период

 

Показатели

Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, 2000 г., тыс. руб.

Базисный темп роста, %

Цепной темп роста, %

Сельскохозяйст-венные организации

Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности

Сельскохозяйст-венные организации

Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности

Сельскохозяйст-венные организации

Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности

1.

2000 год

1896400

2598600

100

100

100

100

2.

2001 год

2493800

3151849

131,5

121,3

131,5

121,3

3.

2002 год

2561100

3511614

135,1

135,1

102,7

111,4

4.

2003 год

2620000

3609864

138,2

138,9

102,3

102,8

5.

2004 год

2085500

3150943

110,0

121,3

79,6

87,3

6.

2005 год

1505700

2338000

79,4

89,9

72,2

74,2

На рисунке 2 представлена динамика индекса физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств.

p

Рисунок 2. Динамика индекса физического объема продукции, %.

Следует отметить, что индекс физического объема продукции в сельскохозяйственных организациях имеет тенденцию к снижению и составил в 2005 г. 57,6% (в 2000 г. - 123,5%). Это связано с перераспределением средств производства, трудовых ресурсов из сельскохозяйственных организаций в хозяйства индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и соответственного изменения структуры сельскохозяйственного производства в сторону снижения доли сельскохозяйственных предприятий.

С 2000 по 2005 год доля сельскохозяйственных организаций в структуре продукции сельского хозяйства снизилась с 23,4% до 17,0%, в том числе в растениеводстве до 21,7%, в производстве животноводческой продукции до 10,9%.

Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей республики за последние годы определенных позитивных изменений не получило и остается сложным. Значительная часть крупных и средних сельскохозяйственных предприятий находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, около половины сельскохозяйственных предприятий убыточны (рис. 3).

p

Рисунок 3. Динамика финансовых результатов деятельности

АКП в текущих ценах, тыс. руб.

Реструктуризация долгов в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» оказала стимулирующее воздействие на экономику ряда сельскохозяйственных предприятий республики, дальнейшее развитие которых сдерживалось главным образом наличием задолженности прошлых лет. Вместе с тем, большинство сельскохозяйственных предприятий, получивших отсрочку платежей по долгам, не выдерживают условий реструктуризации в части оплаты текущих налоговых платежей, по которым вновь накоплена значительная сумма задолженности.

Существенным положительным фактором улучшения финансовых условий функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей стало введение в 2004 году системы единого сельскохозяйственного налога. В то же время значительное увеличение расходов сельскохозяйственных предприятий в ходе введения арендного землепользования и неоправданно завышенных ставок арендных платежей за землю снизило эффект новых налоговых условий и в определенной степени усугубило финансовый кризис во многих хозяйствах. Переход к арендным отношениям в землепользовании привел к повышению себестоимости продукции и, соответственно, к снижению возможности ее рентабельного производства при незначительном росте рыночных цен. В результате многие предприятия за последние два года существенно уменьшили площади обрабатываемых сельскохозяйственных угодий (только в период 2004-2005 годов площадь обрабатываемых ими земель снизилась в 2 раза), а расчеты по арендным платежам привели к практически полной ликвидации поголовья скота, возникновению задолженности по текущим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срыву выполнения условий по реструктуризации долгов.

Кроме того, подавляющая часть сельскохозяйственных предприятий, сменив организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество (народное предприятие) потеряли законодательную защиту основных (неделимых) фондов, обеспечиваемую сельскохозяйственным кооперативам, а с другой стороны так и не стали собственниками земли, из-за чего собственно эта процедура и начиналась.

Одной из основных причин сохраняющегося финансово-производственного кризиса в отрасли остается предельно снизившийся потенциал материально-технических ресурсов в сельскохозяйственных организациях.

Стоимость основных фондов сельского хозяйства в 2000-2005 гг. (с учетом переоценки) снизилась с 3988 млн. рублей до 2300,3 млн. рублей, или на 42,3 % (рис. 4).

p

 Рисунок 4. Динамика среднегодовой стоимости ОПФ, тыс. руб.

При этом стоимость чистых активов по кругу основных сельскохозяйственных предприятий (150) снизилась с 1596510 тыс. рублей в 2000 году до 562150 тыс. рублей в 2005 году, или на 64,8 %; по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности - с 248824 тыс. рублей до 71601 тыс. руб. (на 71,2 %).

Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организации в 2000-2005 гг. существенно снизился, в том числе численность тракторов сократилась на 55%, зерноуборочных комбайнов - на 47,5%, кукурузоуборочных комбайнов - на 32,6%, косилок - на 34,6%, плугов - на 47,5%, дождевальных и поливных машин - на 50,0%. Более 70% техники, находящейся в эксплуатации, - за пределами амортизационных сроков.

Доля списываемой техники (к наличию на начало года) значительно возросла. В 2000 г. списание техники составило по тракторам 7,1%, а в 2005 г. -17,9%, по зерноуборочным комбайнам - 4,3% в 2000 г. и 16,7% в 2005 г., кукурузоуборочным комбайнам, соответственно, 7,9 и 20,5%. По данным республиканских органов статистики за последние три года коэффициент обновления техники, то есть отношение числа приобретенной техники к её наличию на конец года, колеблется по разным видам от 1,3 до 7,7, а отношение числа списанной техники к ее наличию на начало года - от 6,8 до 25. Масштабы выбытия техники значительно превышают ее обновление.

Анализ наличия и состояния машинно-тракторного парка республики показывает, что в настоящий момент в республике обеспеченность сельскохозяйственной техникой составляет порядка 60 % от минимальных потребностей отрасли.

Нехватка оборотных средств остается одной из основных проблем сельскохозяйственных организаций.

Определенные положительные изменения в последние годы произошли в системе кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предусмотренный механизм компенсации из федерального бюджета части (2/3) затрат на погашение процентов по кредитам работает четко и представляется весьма действенным. Сами кредиты стали более доступны и предоставляются теперь на более длительные сроки.

Объемы и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства республики за счет средств федерального и республиканского бюджетов на сегодня не соответствуют масштабам проблем в отрасли и ее социально-экономическому значению. С 2001 по 2005 год государственная поддержка сельского хозяйства республики за счет средств федерального бюджета выросла с 33,9 до 55 млн. рублей, то есть с учетов темпов инфляции ее реальный объем практически не изменился. За этот же период объем государственной поддержки отрасли из республиканского бюджета КБР снизился с 189,1 млн. рублей до 111,6 млн. рублей, или на 41 %.

Вместе с тем уровень производственного и финансового состояния ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей настолько низок, что современные механизмы оказания государственной финансовой поддержки, обеспечивающие компенсацию части затрат, оказываются для них уже недоступными.

Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности и энергетики, с одной стороны, и низкая технологичность и производительность в сельском хозяйстве, с другой стороны, привели к минимизации рентабельности в отрасли и затяжной убыточности большей части сельскохозяйственных организаций.

Общая кредиторская задолженность предприятий АПК сократилась за указанный период на 12 %, при этом кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий возросла на 62% и составила в 2005 году 1740625 тыс. руб., задолженность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности сократилась с 1220101 тыс. руб. до 263381 тыс. руб. (на 78%) (рис. 5).

p

Рисунок 5. Динамика кредиторской задолженности предприятий АПК, тыс. руб.

Значение дебиторской задолженности предприятий АПК за анализируемый период уменьшилось на 54,8 %. В ее структуре дебиторская задолженность сельхозпредприятий возросла на 40% при значительном снижении (на 78 %) данного показателя по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (рис. 6).

p 

Рисунок 6. Динамика дебиторской задолженности предприятий АПК, тыс. руб.

В настоящее время более 60 сельскохозяйственных предприятий характеризуются признаками полной неплатежеспособности и развала финансово-хозяйственной системы без реальных перспектив ее восстановления. На этих предприятиях не обеспечивается процесс простого воспроизводства. Производственная деятельность данными предприятиями в 2004-2005 годах, как правило, сворачивается или уже фактически не осуществляется, сельскохозяйственные угодья не значительны или не арендованы вовсе. Численность работников - в основном составляет менее 5 человек. Величина кредиторской задолженности предприятий исчисляется миллионами рублей, при полном отсутствии возможности ее погашения за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Данные предприятия подлежат ликвидации.

В то же время порядка 70-80 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий продолжают производственную деятельность в настоящее время и имеют перспективы для развития. Данный процесс вполне характерен для условий рыночной экономики, когда не конкурентоспособные предприятия ликвидируются и их место занимают новые, более жизнеспособные хозяйствующие субъекты. На базе большинства предприятий, характеризующихся признаками банкротства, уже созданы и создаются новые хозяйства. Где-то в ходе этого процесса возникают мелкие товаропроизводители, крестьянско-фермерские хозяйства, частные предприниматели.

Финансовая неустойчивость и кризис в большинстве сельскохозяйственных организаций отразился и на уровне доходов работников отрасли. Среднесписочная численность работников сельскохозяйственных организаций в 2000-2005 гг. снизилась в 3,3 раза (рис. 7).

p 

Рисунок 7. Динамика среднесписочной численности работников АПК

Среднемесячная заработная плата выросла за этот период с 897 до 3229 рублей (рис. 8). В то же время реальное содержание доходов населения занятого в сельском хозяйстве за последние пять лет существенно не изменилось и остается ниже, чем в других отраслях экономики.

p

Рисунок 8. Динамика среднемесячной заработной платы, руб.

Эти факторы обусловили снижение до минимума привлекательности сельского хозяйства как сферы занятости, повлекли за собой сокращение в разы численности занятых в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, а также в значительной степени негативно сказались на процессе преемственности кадров, сохранении и развитии квалификационного уровня трудовых ресурсов в отрасли.

В предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности объем выпуска продукции в текущих ценах в 2000 году составлял 2598,6 тыс. рублей, в 2004 году - 4108,2 млн. рублей, а в 2005 году оценивается на уровне 3200 млн. рублей.

По 11 из 23 основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2002-2005 гг. производственные мощности возросли, по 11 - сократились и по одному виду продукции (майонез) остались без изменения. За указанный период, в частности, мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий снизились на 16,2% и составили 195,9 тонн в сутки, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - на 35,8% и составили 130,1 тонн в смену, сыров сычужных - на 76% (4,4 тонн/см), муки - на 15,95 (75360 тонн), комбикормов - 78,1% (50 тыс. тонн).

Рост производственных мощностей отмечен в спиртовой промышленности, производстве алкогольных и безалкогольных напитков, пива, минеральной воды, плодоовощных консервов, масла растительного, макаронных изделий. При этом по спирту этиловому он составил - 180%, водке и ЛВИ - 141,9%, винам виноградным - 241%, консервам плодоовощным - 131,7%, минеральной воде - 118,7%.

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности сдерживается следующими негативными тенденциями.

Во-первых, материально - техническая база большинства предприятий отрасли находится в крайне неудовлетворительном состоянии: эксплуатируется более 70% морально устаревшего, малопроизводительного и физически изношенного оборудования. Коэффициент обновления основных фондов составляет менее 1% при нормативном 8-11%. Низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным оборудованием (до 60% трудоемких операций выполняется вручную) не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья. Сложившаяся ситуация требует масштабной замены производственных мощностей.

Во-вторых, на протяжении длительного времени в республике сдерживались процессы приватизации акционерных обществ и продаже их в частные руки. Данный фактор, наряду с социально-политической нестабильностью на Северном Кавказе, негативно отразился на уровне инвестиционной привлекательности отрасли.

Так, например, по данным органов статистики объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности составил в 2003 г. % 17,7 млн. рублей, в 2004г. - 19,2 млн. рублей. Иными словами, в развитие отрасли ежегодно инвестировалось менее половины процента от объемов производимой продукции.

Кроме того, нежелание государства продавать свои пакеты акций в акционерных обществах прямо или косвенно спровоцировало увод активов из государственной собственности (ОАО «Кабардинский крахмальный завод», ОАО «Нарткалинский консервный завод»), либо банкротство пищевых и перерабатывающих предприятий - ОАО «Солдатский консервный завод», ОАО «Нальчикский консервный завод», ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» и др.

В третьих, на протяжении последних лет сложилась устойчивая тенденция сокращения объемов производства крепких алкогольных напитков (водки). Так, по данным Госкомстата КБР за период с 2002 по 2005гг. производство водки снизилось с 163,6 млн. бут. до 82,1 млн. бут. или на 50%.

Основными причинами этого выступали:

- смена потребительских предпочтений населения России в пользу слабоалкогольных напитков, особенно пива;

- бесконтрольность рынка алкогольной продукции, порождающая значительные объемы реализации дешевой «левой» продукции;

- реализация пищевого спирта под видом парфюмерно-косметической продукции по крайне низким ценам.

Удельный вес «левой» водки и ее заменителей на российском рынке составил в 2005 году до 50%.

Рост доли алкогольных суррогатов и «левой» водки стал причиной 10 % сокращения объемов легального производства водки по Российской Федерации в текущем году. Негативное влияние этих факторов на Кабардино-Балкарскую Республику оказалось кратно выше, так как большая часть производимой в республике водки позиционировалась в нижнем ценовом сегменте и в настоящее время она не выдерживает конкуренции со стороны дешевой нелегальной продукции.

Финансово-экономическое состояние предприятий АПК обуславливают необходимость решения основных проблем отрасли программными методами в ходе последовательной реализации эффективной государственной политики в данной сфере. Основной ее целью должно выступать повышение социально-экономической эффективности агропромышленного производства Кабардино-Балкарской Республики, в том числе увеличение уровня доходов товаропроизводителей и работников агропромышленного комплекса, повышение рентабельности производства, создание новых рабочих мест в сфере сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и отчислений в государственные внебюджетные фонды, повышение уровня продовольственной независимости республики.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- создание благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для развития агропромышленного комплекса республики, повышение его инвестиционной привлекательности;

- разработка и применение эффективного механизма государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета КБР и использование в полном объеме возможностей государственной поддержки, предоставляемой из федерального бюджета;

- финансовое оздоровление товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

- повышение технической обеспеченности и улучшение технологических характеристик агропромышленного производства, переход к интенсивным ресурсосберегающим технологиям производства;

- повышение объемов и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса;

- развитие каналов реализации продукции агропромышленного комплекса республики на внутреннем и внешнем рынках.