Агропромышленный комплекс республики функционирует на основе сложной системы межотраслевых и территориально-производственных связей. Характерной чертой сельского хозяйства становится все большая интеграция с другими отраслями народного хозяйства, прежде всего с промышленностью. На региональном уровне агропромышленный комплекс решает также вопросы планомерной ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом.
В состав агропромышленного комплекса входит 300 сельскохозяйственных организаций и 94 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производством сельскохозяйственной продукции в регионе занимаются 150 крупных и средних коллективных хозяйств, 1152 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 163 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В экономике агропромышленного комплекса занято свыше 79 тыс. человек, в том числе 73,5 тыс. человек в сельском хозяйстве.
Объем выпуска продукции сельского хозяйства в текущих ценах с 2000 по 2005 год во всех категориях хозяйств увеличился с 8110,4 до 15298,5 млн. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях он составил в 2000 году 1896,4 млн. рублей, в 2005 году 1585,0 млн. рублей (рис. 1).
Рисунок 1. Объемы выпуска продукции предприятиями
АПК в текущих ценах, тыс. руб.
В сопоставимых ценах в 2000-2005 гг. рост объема выпуска продукции сельского хозяйства составил 189,0%, в сельскохозяйственных организациях - 79,4 %, предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности - 90 % (табл. 1). Вместе с тем динамика роста производства по годам неустойчива и обуславливалась экстенсивными факторами, потенциал действия которых в настоящее время в значительной степени исчерпан.
Анализ объема выпуска продукции в сопоставимых ценах, 2000 г.
Таблица 1
№ п/п |
Период
Показатели |
Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, 2000 г., тыс. руб. |
Базисный темп роста, % |
Цепной темп роста, % |
|||
Сельскохозяйст-венные организации |
Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности |
Сельскохозяйст-венные организации |
Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности |
Сельскохозяйст-венные организации |
Предприятия пищевой и перерабаты-вающей промышленности |
||
1. |
2000 год |
1896400 |
2598600 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
2001 год |
2493800 |
3151849 |
131,5 |
121,3 |
131,5 |
121,3 |
3. |
2002 год |
2561100 |
3511614 |
135,1 |
135,1 |
102,7 |
111,4 |
4. |
2003 год |
2620000 |
3609864 |
138,2 |
138,9 |
102,3 |
102,8 |
5. |
2004 год |
2085500 |
3150943 |
110,0 |
121,3 |
79,6 |
87,3 |
6. |
2005 год |
1505700 |
2338000 |
79,4 |
89,9 |
72,2 |
74,2 |
На рисунке 2 представлена динамика индекса физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств.
Рисунок 2. Динамика индекса физического объема продукции, %.
Следует отметить, что индекс физического объема продукции в сельскохозяйственных организациях имеет тенденцию к снижению и составил в 2005 г. 57,6% (в 2000 г. - 123,5%). Это связано с перераспределением средств производства, трудовых ресурсов из сельскохозяйственных организаций в хозяйства индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и соответственного изменения структуры сельскохозяйственного производства в сторону снижения доли сельскохозяйственных предприятий.
С 2000 по 2005 год доля сельскохозяйственных организаций в структуре продукции сельского хозяйства снизилась с 23,4% до 17,0%, в том числе в растениеводстве до 21,7%, в производстве животноводческой продукции до 10,9%.
Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей республики за последние годы определенных позитивных изменений не получило и остается сложным. Значительная часть крупных и средних сельскохозяйственных предприятий находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, около половины сельскохозяйственных предприятий убыточны (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика финансовых результатов деятельности
АКП в текущих ценах, тыс. руб.
Реструктуризация долгов в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» оказала стимулирующее воздействие на экономику ряда сельскохозяйственных предприятий республики, дальнейшее развитие которых сдерживалось главным образом наличием задолженности прошлых лет. Вместе с тем, большинство сельскохозяйственных предприятий, получивших отсрочку платежей по долгам, не выдерживают условий реструктуризации в части оплаты текущих налоговых платежей, по которым вновь накоплена значительная сумма задолженности.
Существенным положительным фактором улучшения финансовых условий функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей стало введение в 2004 году системы единого сельскохозяйственного налога. В то же время значительное увеличение расходов сельскохозяйственных предприятий в ходе введения арендного землепользования и неоправданно завышенных ставок арендных платежей за землю снизило эффект новых налоговых условий и в определенной степени усугубило финансовый кризис во многих хозяйствах. Переход к арендным отношениям в землепользовании привел к повышению себестоимости продукции и, соответственно, к снижению возможности ее рентабельного производства при незначительном росте рыночных цен. В результате многие предприятия за последние два года существенно уменьшили площади обрабатываемых сельскохозяйственных угодий (только в период 2004-2005 годов площадь обрабатываемых ими земель снизилась в 2 раза), а расчеты по арендным платежам привели к практически полной ликвидации поголовья скота, возникновению задолженности по текущим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срыву выполнения условий по реструктуризации долгов.
Кроме того, подавляющая часть сельскохозяйственных предприятий, сменив организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество (народное предприятие) потеряли законодательную защиту основных (неделимых) фондов, обеспечиваемую сельскохозяйственным кооперативам, а с другой стороны так и не стали собственниками земли, из-за чего собственно эта процедура и начиналась.
Одной из основных причин сохраняющегося финансово-производственного кризиса в отрасли остается предельно снизившийся потенциал материально-технических ресурсов в сельскохозяйственных организациях.
Стоимость основных фондов сельского хозяйства в 2000-2005 гг. (с учетом переоценки) снизилась с 3988 млн. рублей до 2300,3 млн. рублей, или на 42,3 % (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика среднегодовой стоимости ОПФ, тыс. руб.
При этом стоимость чистых активов по кругу основных сельскохозяйственных предприятий (150) снизилась с 1596510 тыс. рублей в 2000 году до 562150 тыс. рублей в 2005 году, или на 64,8 %; по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности - с 248824 тыс. рублей до 71601 тыс. руб. (на 71,2 %).
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организации в 2000-2005 гг. существенно снизился, в том числе численность тракторов сократилась на 55%, зерноуборочных комбайнов - на 47,5%, кукурузоуборочных комбайнов - на 32,6%, косилок - на 34,6%, плугов - на 47,5%, дождевальных и поливных машин - на 50,0%. Более 70% техники, находящейся в эксплуатации, - за пределами амортизационных сроков.
Доля списываемой техники (к наличию на начало года) значительно возросла. В 2000 г. списание техники составило по тракторам 7,1%, а в 2005 г. -17,9%, по зерноуборочным комбайнам - 4,3% в 2000 г. и 16,7% в 2005 г., кукурузоуборочным комбайнам, соответственно, 7,9 и 20,5%. По данным республиканских органов статистики за последние три года коэффициент обновления техники, то есть отношение числа приобретенной техники к её наличию на конец года, колеблется по разным видам от 1,3 до 7,7, а отношение числа списанной техники к ее наличию на начало года - от 6,8 до 25. Масштабы выбытия техники значительно превышают ее обновление.
Анализ наличия и состояния машинно-тракторного парка республики показывает, что в настоящий момент в республике обеспеченность сельскохозяйственной техникой составляет порядка 60 % от минимальных потребностей отрасли.
Нехватка оборотных средств остается одной из основных проблем сельскохозяйственных организаций.
Определенные положительные изменения в последние годы произошли в системе кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предусмотренный механизм компенсации из федерального бюджета части (2/3) затрат на погашение процентов по кредитам работает четко и представляется весьма действенным. Сами кредиты стали более доступны и предоставляются теперь на более длительные сроки.
Объемы и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства республики за счет средств федерального и республиканского бюджетов на сегодня не соответствуют масштабам проблем в отрасли и ее социально-экономическому значению. С 2001 по 2005 год государственная поддержка сельского хозяйства республики за счет средств федерального бюджета выросла с 33,9 до 55 млн. рублей, то есть с учетов темпов инфляции ее реальный объем практически не изменился. За этот же период объем государственной поддержки отрасли из республиканского бюджета КБР снизился с 189,1 млн. рублей до 111,6 млн. рублей, или на 41 %.
Вместе с тем уровень производственного и финансового состояния ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей настолько низок, что современные механизмы оказания государственной финансовой поддержки, обеспечивающие компенсацию части затрат, оказываются для них уже недоступными.
Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности и энергетики, с одной стороны, и низкая технологичность и производительность в сельском хозяйстве, с другой стороны, привели к минимизации рентабельности в отрасли и затяжной убыточности большей части сельскохозяйственных организаций.
Общая кредиторская задолженность предприятий АПК сократилась за указанный период на 12 %, при этом кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий возросла на 62% и составила в 2005 году 1740625 тыс. руб., задолженность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности сократилась с 1220101 тыс. руб. до 263381 тыс. руб. (на 78%) (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика кредиторской задолженности предприятий АПК, тыс. руб.
Значение дебиторской задолженности предприятий АПК за анализируемый период уменьшилось на 54,8 %. В ее структуре дебиторская задолженность сельхозпредприятий возросла на 40% при значительном снижении (на 78 %) данного показателя по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (рис. 6).
Рисунок 6. Динамика дебиторской задолженности предприятий АПК, тыс. руб.
В настоящее время более 60 сельскохозяйственных предприятий характеризуются признаками полной неплатежеспособности и развала финансово-хозяйственной системы без реальных перспектив ее восстановления. На этих предприятиях не обеспечивается процесс простого воспроизводства. Производственная деятельность данными предприятиями в 2004-2005 годах, как правило, сворачивается или уже фактически не осуществляется, сельскохозяйственные угодья не значительны или не арендованы вовсе. Численность работников - в основном составляет менее 5 человек. Величина кредиторской задолженности предприятий исчисляется миллионами рублей, при полном отсутствии возможности ее погашения за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Данные предприятия подлежат ликвидации.
В то же время порядка 70-80 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий продолжают производственную деятельность в настоящее время и имеют перспективы для развития. Данный процесс вполне характерен для условий рыночной экономики, когда не конкурентоспособные предприятия ликвидируются и их место занимают новые, более жизнеспособные хозяйствующие субъекты. На базе большинства предприятий, характеризующихся признаками банкротства, уже созданы и создаются новые хозяйства. Где-то в ходе этого процесса возникают мелкие товаропроизводители, крестьянско-фермерские хозяйства, частные предприниматели.
Финансовая неустойчивость и кризис в большинстве сельскохозяйственных организаций отразился и на уровне доходов работников отрасли. Среднесписочная численность работников сельскохозяйственных организаций в 2000-2005 гг. снизилась в 3,3 раза (рис. 7).
Рисунок 7. Динамика среднесписочной численности работников АПК
Среднемесячная заработная плата выросла за этот период с 897 до 3229 рублей (рис. 8). В то же время реальное содержание доходов населения занятого в сельском хозяйстве за последние пять лет существенно не изменилось и остается ниже, чем в других отраслях экономики.
Рисунок 8. Динамика среднемесячной заработной платы, руб.
Эти факторы обусловили снижение до минимума привлекательности сельского хозяйства как сферы занятости, повлекли за собой сокращение в разы численности занятых в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, а также в значительной степени негативно сказались на процессе преемственности кадров, сохранении и развитии квалификационного уровня трудовых ресурсов в отрасли.
В предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности объем выпуска продукции в текущих ценах в 2000 году составлял 2598,6 тыс. рублей, в 2004 году - 4108,2 млн. рублей, а в 2005 году оценивается на уровне 3200 млн. рублей.
По 11 из 23 основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2002-2005 гг. производственные мощности возросли, по 11 - сократились и по одному виду продукции (майонез) остались без изменения. За указанный период, в частности, мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий снизились на 16,2% и составили 195,9 тонн в сутки, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - на 35,8% и составили 130,1 тонн в смену, сыров сычужных - на 76% (4,4 тонн/см), муки - на 15,95 (75360 тонн), комбикормов - 78,1% (50 тыс. тонн).
Рост производственных мощностей отмечен в спиртовой промышленности, производстве алкогольных и безалкогольных напитков, пива, минеральной воды, плодоовощных консервов, масла растительного, макаронных изделий. При этом по спирту этиловому он составил - 180%, водке и ЛВИ - 141,9%, винам виноградным - 241%, консервам плодоовощным - 131,7%, минеральной воде - 118,7%.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности сдерживается следующими негативными тенденциями.
Во-первых, материально - техническая база большинства предприятий отрасли находится в крайне неудовлетворительном состоянии: эксплуатируется более 70% морально устаревшего, малопроизводительного и физически изношенного оборудования. Коэффициент обновления основных фондов составляет менее 1% при нормативном 8-11%. Низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным оборудованием (до 60% трудоемких операций выполняется вручную) не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья. Сложившаяся ситуация требует масштабной замены производственных мощностей.
Во-вторых, на протяжении длительного времени в республике сдерживались процессы приватизации акционерных обществ и продаже их в частные руки. Данный фактор, наряду с социально-политической нестабильностью на Северном Кавказе, негативно отразился на уровне инвестиционной привлекательности отрасли.
Так, например, по данным органов статистики объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности составил в 2003 г. % 17,7 млн. рублей, в 2004г. - 19,2 млн. рублей. Иными словами, в развитие отрасли ежегодно инвестировалось менее половины процента от объемов производимой продукции.
Кроме того, нежелание государства продавать свои пакеты акций в акционерных обществах прямо или косвенно спровоцировало увод активов из государственной собственности (ОАО «Кабардинский крахмальный завод», ОАО «Нарткалинский консервный завод»), либо банкротство пищевых и перерабатывающих предприятий - ОАО «Солдатский консервный завод», ОАО «Нальчикский консервный завод», ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» и др.
В третьих, на протяжении последних лет сложилась устойчивая тенденция сокращения объемов производства крепких алкогольных напитков (водки). Так, по данным Госкомстата КБР за период с 2002 по 2005гг. производство водки снизилось с 163,6 млн. бут. до 82,1 млн. бут. или на 50%.
Основными причинами этого выступали:
- смена потребительских предпочтений населения России в пользу слабоалкогольных напитков, особенно пива;
- бесконтрольность рынка алкогольной продукции, порождающая значительные объемы реализации дешевой «левой» продукции;
- реализация пищевого спирта под видом парфюмерно-косметической продукции по крайне низким ценам.
Удельный вес «левой» водки и ее заменителей на российском рынке составил в 2005 году до 50%.
Рост доли алкогольных суррогатов и «левой» водки стал причиной 10 % сокращения объемов легального производства водки по Российской Федерации в текущем году. Негативное влияние этих факторов на Кабардино-Балкарскую Республику оказалось кратно выше, так как большая часть производимой в республике водки позиционировалась в нижнем ценовом сегменте и в настоящее время она не выдерживает конкуренции со стороны дешевой нелегальной продукции.
Финансово-экономическое состояние предприятий АПК обуславливают необходимость решения основных проблем отрасли программными методами в ходе последовательной реализации эффективной государственной политики в данной сфере. Основной ее целью должно выступать повышение социально-экономической эффективности агропромышленного производства Кабардино-Балкарской Республики, в том числе увеличение уровня доходов товаропроизводителей и работников агропромышленного комплекса, повышение рентабельности производства, создание новых рабочих мест в сфере сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и отчислений в государственные внебюджетные фонды, повышение уровня продовольственной независимости республики.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для развития агропромышленного комплекса республики, повышение его инвестиционной привлекательности;
- разработка и применение эффективного механизма государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета КБР и использование в полном объеме возможностей государственной поддержки, предоставляемой из федерального бюджета;
- финансовое оздоровление товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
- повышение технической обеспеченности и улучшение технологических характеристик агропромышленного производства, переход к интенсивным ресурсосберегающим технологиям производства;
- повышение объемов и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса;
- развитие каналов реализации продукции агропромышленного комплекса республики на внутреннем и внешнем рынках.