Слизистые оболочки верхних дыхательных путей относится к числу пограничных тканей. На уровне этих тканей осуществляется взаимодействия различных биологических агентов и развиваются защитные приспособления, обеспечивающие защиту от патогенов.
Самой первой линией защиты организма служат анатомические барьеры. Они обеспечиваются морфологической целостностью покровных тканей. Нормальная слизистая оболочка фактически непроницаема для большинства патогенов и продуктов их жизнедеятельности. В условиях нормы слой клеток эпителия действует как селективный барьер, надежно отделяющий ткани макроорганизма от проникновения бактерий и вирусов. Колонизационная резистентность включает комплекс специфических факторов местного иммунитета, к которым принадлежат ингибиторы микробной адгезии, биоцидные и биостатические продукты секретов нормальной микрофлоры, механические факторы (мерцательный эпителий).
Важным звеном в патогенезе хронического воспалительного процесса в слизистой оболочке носа и околоносовых синусов служит снижение уровня иммунных механизмов защиты. Состояния иммунной недостаточности или гиперчувствительности слизистой оболочки способствуют затяжному течению воспаления и его хронизации.
Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи факторов защиты слизистых оболочек носа больных хроническим гнойным риносинуситом (ХГРС) с микробным представительством в очаге воспаления.
Материалы и методы: больные ХГРС в стадии обострения, находившиеся на стационарном лечении в ЛОР-отделении РКБ им. Г.Г. Куватова - 136 человек. В качестве группы сравнения обследованы 83 практически здоровых лиц (ПЗЛ).
Оценку состояния эпителиального слоя проводили по данным иммунориноцитограмм с изучением степени деструкции эпителия и по данным мукоцилиарного транспорта, который проводили следующим образом - кусочек сахарина (сахариновый тест) диаметром 0,5 мм помещали на слизистую нижней носовой раковины, отступя 1 см кзади от переднего конца, и засекали время до появления сладкого вкуса во рту.
Для идентификации микроорганизмов и определения их антибактериальной резистентности использовали микробиологический анализатор EMC "Expression" (Финляндия).
Оценку гуморальных факторов местного иммунитета проводили путем исследования количественного содержания sIgA методом иммуноферментного анализа (тест-система ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирская обл., пос. Кольцово) и внеклеточной пероксидазной активности методом Л.Ф. Азнабаевой с соавт. (патент РФ №2180114 от 27.02.2002).
Исследование клеточного иммунитета проводили по данным иммунориноцитограмм с изучением клеточного представительства на слизистых оболочках носа и функциональных свойств нейтрофилов.
Результаты. У всех пациентов отмечалось изменения со стороны защитных барьеров слизистой оболочки носа, а именно эпителиального слоя, в виде увеличения десквамации цилиндрического эпителия 0-й степени деструкции 43,76 ± 5,58 %, у ПЗЛ 15,45 ± 2,67 % (p<0,01), и замедления времени мукоцилиарного транспорта до 18,01 ± 0,89 минут, у ПЗЛ 14,38 ± 0,62 (p<0,01). Данный факт свидетельствует о нарушении защитных свойств эпителиального слоя и может являться признаком активации микробной флоры.
Оценка микробного представительства в синусах у больных показала, что в 57 % случаев была выделена пиогенная грамположительная флора, среди которой преобладали стафилококки, а именно St. аureus - 30 %, St. epidermidis - 13 %, St. schleiferi - 5 %, St. intermedius - 3 %, St. gallinarum и St. coprae - по 1 %. Значительно реже выделялся стрептококк, который был представлен - Str. mitis - 4 %. Наряду с грамположительной флорой выделялись и грамотрицательные микроорганизмы, которая имела место в 18 % случаев и была представлена Ps. aeruginosa - 8 %, E. coli - 5 %, Ent. aerogenes - 3 %, Kl. pneumoniae и Ent. cloacae в 1 % случаев.Отрицательный результат бактериологического исследования содержимого верхнечелюстных пазух получен в 19 % случаях. В 6 % случаях в содержимом верхнечелюстных синусов обнаружены - Candida albicans и плесневые грибы. Полученные результаты свидетельствуют о нарушении микробиоциноза слизистых в сторону активации условно-патогенных микроорганизмов.
При сравнительном изучении гуморального звена местного иммунитета выявлено, что значения sIgA, основной функцией, которой является препятствие присоединения микроорганизмов к эпителиальным клеткам, до лечения в назальном секрете больных достоверно не отличались от значений ПЗЛ (p>0,05). Следовательно, антительный иммунный ответ у большинства пациентов не изменен. Однако были выявлены особенности в зависимости от вида возбудителя. В группе пациентов, где были высеяны микроорганизмы рода Pseudomonas, имело место увеличение sIgA до 170,1 ± 4,65 мкг/мл, что значительно больше, чем у ПЗЛ 66,9 ± 8,6 мкг/мл (p<0,01). Тогда как, у больных, у которых высевали E. coli и Str. mitis, содержание sIgA было меньше в 2 раза, чем у ПЗЛ и составило соответственно 33,2 ± 8,17 мкг/мл и 34,6 ± 10,4 мкг/мл (p<0,05).
Другим оцениваемым показателем гуморального звена местного иммунитета слизистых явилась внеклеточная пероксидазная активность (ВПА, в условных единицах), которая осуществляет внеклеточное уничтожение капсулярных микроорганизмов на слизистых оболочках верхних дыхательных путей. Практически у всех пациентов до лечения данный показатель был высоким (955,5 ± 125,8 у. е., в сравнении с ПЗЛ 156,03 ± 23,4 у. е.) (р<0,001). Наиболее высокие показатели были при выделении условно-патогенных видов Staphylococcus, менее значимое увеличение отмечалось при высеве St. aureus, Ps. aeruginosa и у лиц, у которых посевы были стерильными.
Таким образом, факторы гуморального звена местного иммунитета больных ХГРС находятся в состоянии активации вне зависимости от вида микроорганизма.
Следующим оцениваемым фактором местного иммунитета явилась оценка представительства иммунокомпетентных клеток на слизистых оболочках носа и их функциональная активность, в частности нейтрофилов, которые осуществляют уничтожение патогена на слизистых оболочках носа и, наряду с мукоцилиарным транспортом, обеспечивают элиминацию. В зависимости от вида возбудителя были выявлены общность и отличия состояния клеточного звена. Общность проявлялась в виде увеличения цитоза. Однако были и особенности от вида микроорганизмов. Наиболее бурная реакция отмечалась у St. aureus. У них отмечалось увеличение цитоза 1992,3 ± 458,2 клеток в мазке, у ПЗЛ 229,3 ± 56,0 (p<0,05) за счет нейтрофилов 0-ой степени деструкции 33,27 ± 5,18 %, у ПЗЛ 21,7 ± 2,72 % (p<0,05) и возрастание внеклеточной пероксидазной активности, но с нарушением завершенности фагоцитоза в клетках 61,5 ± 6,7 %, у ПЗЛ 32,7 ± 4,28 % (p<0,01) и слущиванием цилиндрического эпителия 0-ой степени деструкции 43,76 ± 5,58 %, у ПЗЛ 15,45 ± 2,67 % (p<0,01). В тоже время имело место отсутствие активации других защитных клеточных факторов, а именно не увеличивалось количество лимфоцитов, и макрофагов. Схожие изменения наблюдались и при стерильных посевах. Отмечалось увеличение цитоза (1800,0 ± 492,8 % клеток в мазке, у ПЗЛ 229,3 ± 56,0 (p<0,01)), но не за счет нейтрофилов, а за счет цилиндрического эпителия 0-ой степени деструкции (36,15 ± 6,23 %, у ПЗЛ 15,45 ± 2,67 % (p<0,01)). Имело место нарушение процесса завершенности фагоцитоза в нейтрофилах (60,0 ± 7,03 %, у ПЗЛ 32,7 ± 4,28 % (p<0,01)) и отсутствие реагирования лимфоцитарно-макрофагального звена.
Инфицированность E. coli и Str. mitis сопровождалось сходными изменениями местного иммунитета в виде ареактивности клеточного звена и угнетения гуморального звена (sIgA ). Имело место незначительное увеличение цитоза за счет нейтрофильного звена (нарушением процессов активации притока свежих нейтрофилов на слизистой оболочке) и активации ВПА, нарушением завершенности фагоцитоза. Отмечено незначительное слущивание цилиндрического эпителия 0-ой степени деструкции. Показатели при высеваемости Ps. aeruginosa характеризовались отсутствием выраженного реагирования нейтрофильного звена, активацией лимфоцитов с увеличением уровня sIgA и ВПА. Однако отмечается практически отсутствие макрофагов.
Инфицированность грибами сопровождалась ареактивностью местного иммунитета и увеличением слущивания клеток цилиндрического эпителия.
Общим для всех больных хроническим гнойным риносинуситом, независимо от присутствующих микроорганизмов было нарушение процессов завершенности фагоцитоза в нейтрофилах на слизистых оболочках носа.
Таким образом, у больных хроническим гнойным риносинуситом отмечались изменения защитных барьеров слизистой оболочки носа в виде увеличения десквамации цилиндрического эпителия и нарушения мукоцилиарного транспорта, что способствовало изменению микробиоциноза. Нарушения колонизационной резистентности отмечены более чем у 70 % пациентов, что проявилось высевом грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, не относящихся к нормальному представительству слизистых оболочек носа. Отмечался дисбаланс активации местного иммунитета - активизировались гуморальные факторы защиты, обеспечивающие внеклеточное уничтожение патогена (ВПА), однако специфические антитела (sIgA) не увеличивались. Более того, у пациентов у которых были выделены E. coli и Str. mitis отмечалась недостаточность sIgA.. Были выявлены особенности клеточных факторов защиты слизистых оболочек носа, обеспечивающие конечное уничтожение микроорганизмов, а именно нейтрофильные реакции. Адекватная реактивность наблюдалась в ответ на инфицированность грамположительной пиогенной флорой (Staphylo-coccus). Условно-патогенная флора, в том числе грамотрицательная, грибы активизировались на фоне ареактивности нейтрофильного звена. Изменения микробиоциноза проходило на фоне снижения функциональных свойств нейтрофилах - нарушения завершенности фагоцитоза.
Выводы:
- У больных ХГРС, установлено взаимосвязь микробного представительства от состояния защитных факторов слизистой оболочки носа.
- Вне зависимости от вида возбудителя отмечено нарушения функции эпителиального слоя в виде замедления мукойилиарного транспорта и активной десквамации цилиндрического эпителия.
- Имеются особенности реагирования в зависимости от вида возбудителя. Адекватная реакция отмечаются на грамположительную флору (Staphylo-coccus) активация грамотрицательной флоры (Str. mitis, E. coli , Ps. aeruginosa и грибы) проходит на фоне ареактивности местного иммунитета слизистых оболочек носа.