Гуманизация образования в современных условиях ставит проблему оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечение их взаимного эффективного развития, в связи с чем проблема социального воспитания подрастающего поколения приобретает сегодня особую актуальность. При этом педагогическая общественность осознает необходимость воспитания в молодежи таких качествах личности, как ее автономность, самостоятельность, независимость, свобода воли, а также активная жизненная позиция, умение находить общий язык с окружающими людьми, терпимость. Именно поэтому важно не отрывать искусственно друг от друга процессы гуманизации образования и социализации личности, более того, нельзя их противопоставлять друг другу. Вот почему в руки учителей и воспитателей вверяется не только судьба школьника, но и его дальнейшее развитие. Иначе говоря, воспитание и обучение, осуществляемое школой, определяют точную модель будущей жизни индивида, при этом отвечая за адаптацию ребенка к социальной жизни, а также за то, чтобы он гармонично вписался в сложнейшую структуру общественных отношений. Это означает, что школа не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом воспитания, а всегда должна иметь в виду, что их подопечные готовятся для общества, а не для самой школы.
Очень много в этом направлении делается как раз в свободных школах, в частности, таких, как: вальдорфская, школа Монтессори, Саммерхилл, которые сегодня занимают среди других инновационных начинаний особое место, так как представляют педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более восьмидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Выше названные школы как парадигма гуманистической педагогики не являются европейским феноменом, ибо за ними стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени. Свободные школы представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у них многому можно и нужно учиться.
И одним из важнейших аспектов, реализуемый в свободной школе и представляющий интерес для любой национальной школы, является социализация формирующейся личности, межличностный механизм которой реализуется в процессе общения ребенка с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются его родители, друзья, взрослые и т.д. Как известно, действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется внутренним диалогом, в котором ребенок либо отвергает, либо принимает те ценности, что свойственны сообществу и всем значимым для него лицам. Иначе говоря, ребенок формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя. При незаметной, не видимой ребенком воспитательной работе, сторонники свободного воспитания, например, стараются исподволь взращивать в воспитанниках способность к изменению своих ценностных ориентаций и умению находить баланс между своими ценностями и теми требованиями, которые предъявляет ему детское сообщество.
К этому стоит добавить, что педагоги-гуманисты, как прошлого, так и настоящего, всегда были убеждены в том, что у растущего человека должны развиваться компенсирующие качества, способные стать опорой в его дальнейшей жизнедеятельности. Об их недостаточной развитости свидетельствуют чувства ущербности и неполноценности, которые проявляются у ребенка во взаимоотношениях с другими людьми, а также амбициозности. Поэтому критерием полноценного развития человека является его способность к полезной деятельности в обществе, а также в примирении его разума с реалиями жизни.
Какую бы свободную школу мы не взяли сегодня, на первом плане мы увидим гуманистическую направленность воспитательной системы, поскольку она находит свое отражение уже в самой целевой установке: воспитание нравственно свободной, гуманной и высококультурной личности. Воспитание высококультурной личности по теории свободного воспитания означает подготовку подрастающего человека к социальной жизни, но не в плане его профессиональной подготовки, а, прежде всего, наполнение его духовным богатством и нравственными добродетелями, а также поднятие его интеллектуального уровня. Иначе говоря, в свободных школах культивируется воспитание социально активной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства, умеющей пользоваться правом свободы выбора тех или иных форм и видов деятельности, а также и равного права голоса со взрослыми при решении всех вопросов школьной жизни.
По сути, любое образовательное учреждение, функционирующее в русле свободного воспитания, представляет собой настоящее социальное развивающее пространство, на котором воспитанники учатся самостоятельно разрешать все сложные вопросы школьной жизни и воспитания. При этом, как показывает практика, в свободных школах представлена своеобразная педагогическая технология социализации личности, которая включает в себя: самоуправление, вовлечение ребенка в деятельность, эмоциональная насыщенность организации деятельности детей. Свою задачу при этом педагогический коллектив видит в том, чтобы ориентировать ребенка на справедливый и правильный нравственный выбор. Поэтому в учебном заведении стараются создавать все возможности для установления положительного социального окружения, которое и как раз осуществляет детское самоуправление. По мнению, например, А.Нейлла, самоуправление готовит детей к общественной жизни и одновременно делает их личностями. Поэтому целью самоуправления в Саммерхилле является организация жизни школы. Реальное участие детей в сотворчестве правил и норм жизни школы приобретает в таком случае черты технологии, с помощью которой исподволь и управляется деятельность воспитанников. Что очень важно, самоуправление, в свою очередь, создавало предпосылки и для продуктивной саморегуляции ребенка, и, в частности, такой важной ее стороны, как социализация. Сам процесс социализации обеспечивал формирование одного из ведущих качеств личности - самостоятельности, которое предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно в любых условиях.
В этом плане много делал и Р.Штейнер, который считал, что всем взрослым очень важно понять одно: ребенок не «сырье» для формирования чего или кого бы то ни было, он автор, который сам активно работает над развитием самого себя, он во многом, в конце концов, сам определяет, каким ему быть; надо лишь предоставить ему в этом свободу. Ученики глубоко проникаются этим доверием, что впоследствии воспитывает у них чувство уважения к своей школе и гордости за нее, что Г.Винекен, например, считал основным условием эффективности системы самоуправления. Этому, кстати, способствует также и та гуманистическая атмосфера детского учреждения, которая уже по своему определению обеспечивает самочувствие защищенности каждого воспитанника в детском сообществе, чему, конечно, в немалой степени содействует и система опеки старших и уважаемых воспитанников над младшими и собственно сама форма организации первичного коллектива в свободной школе, основанной на принципах самоуправления.
Миссия свободной школы и направлена, собственно, на успешность социального воспитания своих подопечных, которая предполагает их эффективную адаптацию к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех ситуациях, которые могут препятствовать их саморазвитию и самоопределению. В связи с этим в процессе социального воспитания в любой свободной школе учитывается как личностная составляющую ученика (т.е. носителя социальных ролей и избирающего свой жизненный стиль), так и индивидуальная (т.е. его неповторимое своеобразие, которая включает в себя совокупность только ему присущих свойств и качеств).
В конечном счете, социализация создает предпосылки к тому, что и в настоящем времени, живя в стенах своих свободных школ, и в дальнейшем, во взрослой жизни, воспитанники и выпускники решают и будут решать все свои проблемы только за счет собственной активности, которая и оказывает свое вторичное влияние на биографию ребенка через новую цепь поступков, вызревших в его переживаниях.
Вокруг свободных школ зачастую создаются различные слухи и мифы о их якобы несостоятельности. Однако реальность такова, что из их стен не вышел ни один преступник. И ни один ребенок, хоть немного поживший на воспитательном пространстве, пропитанным истинной свободой, не имел впоследствии даже причины думать о суициде; и все выпускники без исключения находят свое место в жизни, то место, которое помогает им жить в удовольствие, или как говорил в свое время А.Нейлл, - в счастье.