Сложность организации учебного процесса заключается в увеличении объёма знаний по биохимии, в недостаточном количестве часов по предмету, что влияет на систему формирования и контроля знаний студентов и способствует поиску новых подходов. Одним из которых, является рейтинговая оценка контроля знаний студентов, используемая как система самоконтроля. Целью рейтинговой системы является постоянная стимуляция самоподготовки студентов и создание мотивации для активного обучения.
Для ранжирования студентов по результатам учебной деятельности используется математическая модель, которая основана на понятии «мера похожести» в признаковом пространстве. Рассчитывается коэффициент «похожести» на эталон текущих оценок успешности по всем видам контроля в семестре. Надёжность получения итогового рейтингового балла подтверждается оценками в сессию и устойчивой их корреляции. Величина похожести находится в интервале от -1 до 1. В данной методике предлагается ставить оценки «отлично» (похожесть 0,9-1), «хорошо» (похожесть 0,7-0,9), «удовлетворительно» (похожесть 0,5-0,7).
Общее количество баллов, которое может приобрести студент, составляет 180 баллов, набранные на занятиях (решение ситуационных задач, тестовых заданий), при текущем контроле знаний (коллоквиумы). При наборе студентом в первом семестре более 72% рейтинга студент может быть освобождён от зачёта. В конце годового курса обучения при наборе студентом более 91% студент может быть освобождён от экзамена с оценкой «отлично».
Исследования показали, что после первого коллоквиума всего 6,4% студентов имели рейтинг выше 72%. При втором текущем контроле знаний доля успешных студентов повысилась до 11%. Третий текущий контроль знаний показал более высокую долю студентов, имеющих высокий рейтинг (13%). В конце семестра доля успешных студентов составила 21%. При этом доля студентов, которые имели положительную похожесть в течение семестра, не изменялась и составляла 26%. И только в последнем текущем рейтинге их доля возросла до 47%, остальные студенты имели задолженности. Применение текущего рейтинга стимулирует студентов к получению отличных оценок, высокому проценту рейтинга, позволяющему быть освобождённым от сдачи зачёта. Однако имеются дополнительные трудозатраты, которые заключаются в необходимости информировать студентов до начала обучения, в дополнительном оснащении, в тщательном заполнении документации.
Полученный низкий итоговый рейтинг объясняется слабой подготовленностью студентов, недостаточной мотивации обучения, низкой внимательностью и ответственностью. Следует включить в оценку знаний студентов участие в работе СНО, выступления на студенческих научных конференциях, выполнения реферативных сообщений, а также посещение практических занятий и лекций. Применение рейтингового контроля знаний позволяет объективизировать и детализировать знания студентов, формирует у студентов мотивацию получения знаний и умений, приучает их к дисциплине и организованности. Таким образом, рейтинг позволяет соединить стимулирующие, управляющие и творческие стороны в организации обучения.