Сегодня, в век бурного развития технологий возникает необходимость постоянного повышения квалификации инженеров, врачей, преподавателей и других специалистов, работающих в различных производственных, бытовых, социальных сферах. Одной из перспективных и наименее затратных на сегодняшний день, является система открытого (дистанционного) образования. Однако следует отметить, что в этом направлении имеется ряд проблем. Например, "...Россия отстаёт на 3-5 лет в части апробации и широкомасштабного внедрения сетевых технологий обучения. Ныне нет ни одного российского вуза, который может вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины направления или специальности. ... Не отработаны педагогические сценарии и технологические карты Интернет-обучения" [1]. Рассматриваются проблемы и направления их решения в области методологии открытого образования, но, к сожалению, всё это рассматривается, как правило, в области "...подготовки конкурентноспособных специалистов международного уровня на основе информационных технологий, при котором дистанционное образование может стать интегрирующим звеном для создания междисциплинарных связей, сократить разрыв информационного и временного учебно-познавательного пространства" [2]. В социальном аспекте в обществе происходит следующее - молодые люди, именно те, которых "подготавливают" социально-ориентированы на получение качественного образования и дальнейшей работы где-то за рубежом, в крайнем случае - в Москве. И именно такая позиция прозвучала из уст абитуриента на дне открытых дверей в МГУ, который проходил в январе этого года. "Я хочу поступить в МГУ, получить хорошее образование, которое позволит мне уехать во Францию или США". Будем готовить конкурентноспособных специалистов международного уровня! Вот только для кого?
В регионах, достаточно удалённых от Москвы ещё имеются работающие предприятия, но всё острее становится вопрос кадрового обеспечения. Техника и технологии стремительно развиваются, и именно здесь и сейчас остро стоит вопрос о квалификации и переквалификации имеющихся кадровых сотрудников, средний возраст которых постоянно растёт и отсутствует приток молодых кадров. Автор был свидетелем получения диплома о высшем образовании (по дистанционной форме обучения) женщиной в день своего ухода на пенсию, что позволит ей отработать ещё 5-7 лет. В наши дни уже стало всем понятно, что дистанционное образование по гуманитарным, юридическим специальностям проводить намного легче и удобнее, чем по инженерным, медицинским и т.п. Медленно сдвигается с мёртвой точки процесс дистанционного повышения квалификации, и практически нет методик, ресурсов для самообразования. Т.е. образования в том объёме и направлении, которое необходимо в данный момент специалисту или предприятию, на котором он работает. При этом данный специалист, безусловно, должен быть заинтересован в самообразовании, в первую очередь материально, для чего необходимо иметь юридический документ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Солдаткин В.И. Транснациональное образование: императивы и определение приоритетов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции "Открытое образование и информационные технологии". Пенза, 2005. - с.23-28.
- Климов В.Г. Методологические аспекты системы открытого образования: тенденции, проблемы и перспективы // Открытое образование. - 2006. - №5, с.9-12.