По результатам проведённых маркетинговых исследований емкость рынка стоматологического оборудования в России составляет около 10 млрд. руб. в год. По сравнению с 2005 годом эта цифра увеличилась на 25%, что позволяет сделать вывод о перспективах роста производства стоматологического оборудования. В настоящее время около 90 % потребностей в оборудовании у российских стоматологических клиник удовлетворяют иностранные компании. Основными лидерами по поставкам оборудования в Россию являются такие мировые производители как: Summit Dental Systems, Cattani, Mocom, Bluex, Villa. Российским производителям стоматологического оборудования в свою очередь достается только 10% заказов. Данная ситуация связана с тем, что государственные медицинские учреждения пока недостаточно финансируются, а частные клиники закупают дорогостоящее импортное оборудование. Основными достоинствами импортного оборудования являются наличие узнаваемой торговой марки, современные технологии производства. В свою очередь российские производители стоматологического оборудования могут заинтересовать потребителя низкой ценой (в 3-5 раз ниже импортных аналогов).
Основные направления, по которым идет производство оборудования, это: стоматологические установки, вакуумные аспирационные системы, компрессоры, стерилизационное оборудование и рентгеновские аппараты. Наиболее перспективным и востребованным является производство стоматологических установок, большинство торгующих организаций именно по количеству проданных установок определяют прибыльность своего бизнеса. Средняя российская клиника имеет 2-3 рабочих места врача-стоматолога, последнее время прослеживается явная тенденция к увеличению среднего числа рабочих мест до 4-5 установок. Отечественные предприятия производят стоматологическое оборудование в размере 400 млн. рублей в год, 65% этой сумму составляет производство установок.
К сожалению, на сегодняшний день на рынке стоматологического оборудования из-за низкого спроса на продукцию российского производства отсутствует конкуренция не только между импортными и российскими производителями, а также вследствие недостаточных производственных мощностей отсутствует конкуренция между отечественными производителями на российском рынке. И в ближайшие 10 лет, пока производство стоматологического оборудования значительно не расширится, жесткая конкуренция будет отсутствовать, что приведет к снижению качества российского оборудования.
На сегодняшний день в России существует обширный рынок сбыта стоматологического оборудования и по прогнозам специалистов, в течение последующих пяти лет будет крайне нецелесообразно заниматься экспортом оборудования за рубеж, следовательно, это приводит к тому, что по-прежнему лидерами, как за рубежом, так и в нашей стране, будут оставаться импортные производители. Например, ДТЦ «КОРАЛ» - являющийся крупнейшим поставщиком оборудования и расходных материалов на территории России и странах СНГ реализует оборудование только высокого качества мировых производителей, проверенного временем.
К сожалению, продукция российских производителей не всегда может удовлетворять требованиям современного стоматологического рынка.
Крупным предприятиям не хватает производственных мощностей для удовлетворения существующих потребностей государственных клиник, ну а малым предприятиям невыгодно производить дешёвую продукцию, рассчитанную на российский рынок, также как и экспортную продукцию. Это связано с тем, что требуется оформление большого количества различных документов и финансовых вложений, а также организации сервисной службы за рубежом.
Одним из самых тяжелых моментов является четкая организация сервисной службы. Компания «Легрин», которая осуществляет продажу оборудования по всей территории России, уделяет огромное внимание сервисному обслуживанию, специалисты компании уверяют, что ни одна современная клиника не будет работать с поставщиками, если они в свою очередь не будут предоставлять сервисную поддержку.
Для того чтобы российские производители развивались необходимо проводить инвестиционные проекты. Также будут крайне прибыльны совместные проекты с зарубежными партнерами с привлечением иностранного капитала. Если не будут приняты меры стимулирования российских производителей, то по прогнозам специалистов импорт вытеснит отечественную продукцию высокотехнологичным оборудованием.