Депрессия наряду с курением и артериальной гипертензией является независимым фактором риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) и инфаркт миокарда. Наличие депрессивной и тревожно-депрессивной симптоматики отрицательно влияет и на приверженность больных к рекомендованной кардиологом медикаментозной терапии (самостоятельное прекращение приема статинов увеличивает риск развития инфаркта миокарда на 30%). С другой стороны, результаты ряда РКИ свидетельствуют о влиянии терапии статинами на аффективную сферу пациента (возникновение и течение тревожно-депрессивных расстройств). Доказанная эффективность длительной терапии ингибиторами ГМГ-КоА-редуктазы указывает на необходимость детального изучения подобных влияний.
Цель: определить динамику выявления тревоги и депрессии у пациентов с высоким риском развития ИБС на фоне длительной терапии статинами.
Материалы и методы: в исследование включались все пациенты, находящиеся на стационарном лечении в отделении кардиологии Клинической больницы медицинского университета. Критериям включения были: высокий уровень липопротеинов низкой плотности (4,2-5,2 ммоль/л), артериальная гипертония и высокий риск развития ИБС (на основании наличия таких сопутствующих факторов как курение, наследственная отягощенность, но не более 20% Фрамингемской шкале риска развития кардиоваскулярных осложнений). Критериями исключения являлись ИБС, любая тяжелая сопутствующая патология. Учитывались демографические характеристики, проводилось исследование уровня общего холестерина и его фракций, а также определение наличия и степени выраженности тревожно-депрессивных расстройств с использованием госпитальной шкалы тревоги и депрессии. Контрольные визиты выполнялись через каждые 3 месяца после выписки пациента из стационара. Через год от начала терапии на контрольном визите проводилось повторное общеклиническое исследование, определение ЛПНП и повторное анкетирование по госпитальной шкале тревоги и депрессии. Выявление связи между учитываемыми величинами и определение ее динамики проводилось методом однофакторного анализа.
Результаты: в исследовании согласились принять участие 45 пациентов (75,6% женщин и 24,4% мужчин, средний возраст 58 лет). На каждого пациента в среднем приходилось по 5-6 сопутствующих заболеваний. Симптомы депрессии пред началом терапии выявлялись у 17,7% (8) пациентов, тревоги - у 24,4% (11), что значительно меньше, чем в популяции пациентов в целом по данным литературы (31,3% и 43,8% соответственно). Исследование завершили 33 пациента, при этом определяется увеличение частоты депрессивных расстройств с достоверностью р=0.05 (у 33,4% (12) пациентов), имеется тенденция к достоверности в увеличение тревожности (39,4% (13) пациентов). Конечный уровень депрессии и тревоги не зависел от пола, возраста, сопутствующей патологии обследованных пациентов. Не было выявлено связи между уровнем тревоги на финальном визите и такими показателями как уровень ЛПНП на финальном визите, и степень снижения уровня ЛПНП по сравнению с первым визитом. Пациенты у которых не отмечалось снижения уровня ЛПНП достоверно чаще не имели симптомов депрессии на финальном визите (92% vs 57%, p=0.02).
Заключение: отмечена обратная связь между снижением уровня ЛПНП на фоне длительной терапии статинами и симптомами депрессии. Необходимо дальнейшее наблюдение и более глубокое исследование аффективных расстройств у этой группы пациентов.