В нашей работе изучались показатели физического развития учащихся г. Рязани разных типов школ, отличающихся уровнем учебной нагрузки, они сопоставлялись, оценивалась гармоничность их морфофункционального развития.
Оценку физического развития подростков с определением биологического возраста и гармоничности морфофункционального состояния проводили по комплексной методике «Оценка физического развития и состояние здоровья детей и подростков» с помощью центильных шкал (таблиц) [Тихвинский С.Б.,2003]. Они составлены применительно к широким возрастным группам детей и подростков. Строки таблицы представляют собой ряды центильных распределений массы тела, окружности грудной клетки по отношению к определенной длине тела. По результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окружности груди дается заключение о гармоничности развития. Эта методика часто используется для оценки физического развития [Безруких М.М.,2004, Рзянина М.Ф., Молочный Л.Г.,2005].
Исследование проводилось 3 года, обследовано 90 школьников 10-х и 11-х классов общеобразовательной школы № 48 и школы № 25 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла, которые различаются уровнем учебной нагрузки (таблица №1). Количество часов в неделю в обеих школах обеих параллелей одинаково, но в школе № 25 из-за специализированных предметов сокращено количество уроков общеобразовательных дисциплин, тогда как на подготовку специальных предметов требуется больше усилий и времени.
Таблица 1. Результаты исследований
Школа № 25 (49 учащихся) |
Школа № 48 (41 учащийся) |
||||||
11 А класс (25 чел.) |
10А класс (24 чел.) |
11Б класс (22 чел.) |
10А класс (19 чел.) |
||||
Юноши (11 чел.) |
Девушки (14 чел.) |
Юноши (9 чел.) |
Девушки (15 чел.) |
Юноши (10чел.) |
Девушки (12 чел.) |
Юноши (6 чел.) |
Девушки (13 чел.) |
10-17 ле-тних, 1 - 18 летний |
10-17 ле-тних, 4 -18 летних |
8-1 6лет-них,1- 17 летний |
14-16 ле-тних, 1- 17летний |
6-16 лет-них, 4 -17летних |
6-16 лет-них, 6- 17 летних |
6-16 лет-них, 2- 17 летних |
11-16 ле-тних, 2-17 летних |
Биологический возраст определяли по развитию у юношей и девушек вторичных половых признаков [Кучма В.Р.,2003]. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием критерия Стьюдента для нормального распределения [Лакин Г.Ф.,1973].
При оценке физического развития мы учитывали биологический возраст и гармоничность морфофункционального статуса школьников - подростков, т.к. биологический возраст определяет готовность юношей и девушек к выполнению биологических и социальных функций. Оценку биологического возраста школьника - подростка проводили сопоставлением показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом [Справочник педиатра,2004]. Если показатели биологического возраста подростка соответствовали средним возрастно-половым значениям, он оценивался как соответствующий паспортному. Если опережал его - как опережающий, и отстающий, если показатели подростка были ниже стандарта.
Как показывает диаграмма 1, наблюдается отставание биологического возраста от паспортного во всех исследованных классах обеих школ. Это подтверждает общую закономерность настоящего времени - отставание биологического возраста от паспортного составляет 3-4 года [Апанасенко Г.Л.,1990]. Причём в 11-х классах обеих школ средний процент отставания выше, чем в 10-х классах (различия достоверны, р<0,05). Отмечается и другая закономерность: в общеобразовательной школе отставание биологического возраста от паспортного меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла (различия не достоверны).
Диаграмма 1. Соответствие биологического возраста паспортному у исследованных подростков
* Проценты отражают количество учащихся с данной характеристикой в каждом из классов. (100 % - весь класс).
Известно, что высокая физиологическая цена школьных нагрузок отражается на физическом развитии и здоровье школьников. В школах нового типа - гимназиях, лицеях, нагрузки так высоки по сравнению с массовыми школами, что в настоящее время нарушения физического развития и состояния здоровья детей в них отмечаются значительно чаще. Регистрируется тенденция сокращения количества детей с гармоничным развитием [Кучма Р.В.,2002, Косоланов Л.В.,2003].
Диаграмма 2. Распределение уровней физического развития в исследованных классах
* Проценты отражают количество школьников с соответствующим уровнем физического развития.
В подростковом периоде происходит активное развитие желез внутренней секреции, повышается уровень половых гормонов в крови. Возможно, и усиленная нагрузка у учащихся школы с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла играет в этих условиях не последнюю роль, т.к. при повышенных школьных нагрузках быстрее наступает переутомление, способствующее ослаблению здоровья.
К сожалению, не существует методов оценки величины факторов риска ухудшения здоровья. Их вклад зависит от особенностей развития детей и подростков. Не всегда можно выявить связь состояния здоровья детей с теми или иными социальными и биологическими факторами. Но можно попытаться исследовать связь между показателями состояния здоровья подростковых коллективов и группой определенных факторов.
Диаграмма 2 показывает: количество гармонично развитых 10-классников обеих школ больше, чем 11-классников (различия не достоверны). Отметим, однако, и появление довольно высокого процента резко дисгармоничных подростков в обеих этих школах. Резко дисгармоничных 10-классников меньше, чем 11-классников (различия достоверны, р<0,01). Вероятно, это связано с тем, что в 11-х классах происходят более интенсивные процессы биологического созревания, чем в 10-х. В выпускных классах учебная нагрузка увеличивается ещё больше, чем в 10-х. Возрастает несоответствие нагрузок физиологическим возможностям школьников. Все это может привести именно в данном возрасте к наиболее выраженным отклонениям.
Подростковый возраст является критическим в отношении вероятности нарушения здоровья, поэтому и повышенные учебные нагрузки особенно опасны в этом возрастном периоде.
Сейчас отмечается тенденция деакселерации физического развития, что отражается в его грациолизации - уменьшении всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и саггитального диаметра грудной клетки и тазовых размеров [Кучма В.Р.,2001]. Это сопровождается понижением функциональных возможностей организма школьников [Ямпольская Ю.Я., 1986, Щеплягина Л.А., 1999, Сапин М.Р.,2005].
Наблюдается несоответствие реальных нагрузок функциональным возможностям и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим следует сделать вывод, что сам по себе подростковый период в онтогенезе является «фактором риска», что обуславливает необходимость наблюдения за здоровьем школьников - подростков и использования здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение состояния здоровья подросткового контингента.
Выводы:
- Наблюдается отставание биологического возраста от паспортного во всех исследованных классах на 3-4 года, причем в 11-х классах отставание больше, чем в 10-х классах.
- В общеобразовательной школе отставание биологического возраста от паспортного меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла.
- Количество гармонично развитых старшеклассников среди 10-классников обеих школ больше, чем среди 11-классников.
- Резко дисгармоничных 10-классников обеих школ меньше, чем 11-классников.
Список литературы
- Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1990.
- Доскин В.А., Келлер Х., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма. - М.: Медицина, 1997.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 2001.
- Педиатрия: Учеб. для мед. вузов. /под ред. Н.П.Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2005.
- Справочник педиатра /под ред. Н.П.Шабалова. - М.: Медицина, 2004.
- Суханова Н.Н. Физическое развитие школьников к концу ХХ века: анализ и прогноз //Рос. педиатрич. журн., 1999. - № 2. - с.36-41.