Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Психологи-гуманисты считают, что важнейшей потребностью человека выступает потребность в самоактуализации. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала личности. А.Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как стремление человека стать тем, кем он может стать [3]. К.Роджерс, называя самоактуализацию важнейшим мотивационным конструктом жизни человека, определяет ее, как максимальное выявление лучших качеств личности, заложенных в ней от природы [4].

Под влиянием гуманистической психологии идея о создании условий, способствующих свободному развитию индивида, является одной из ведущих в поликультурных концепциях образования. По словам Дж.Бэнкса, благоприятная социальная и психологическая атмосфера способна оказать содействие процессу гуманизации общества в целом [2]. Американские педагоги, сторонники поликультурного образования подчеркивают, что при здоровых условиях, когда удовлетворению основных потребностей ничто не угрожает, рост приносит удовольствие, и учащиеся стремятся стать настолько хорошими, насколько позволяют способности. И, напротив, неудовлетворение потребности в самоактуализации, может привести к заниженной самооценке и усилить нежелание учиться. Экспериментально доказано, что дети, чья потребность в самоактуализации отрицается, в особенности склонны низко оценивать себя. Данная мысль прослеживается и в исследованиях российских ученых. Так, Г.Д.Дмитриев, подчеркивая важность самоактуализации ученика, тесно связывает ее с не менее важной потребностью идентичности. Другими словами, учащийся не сможет удовлетворить потребность в самореализации, если в школе не будут созданы условия для реализации потребности идентичности, т.е. принятии и уважении ученика таким, какой он есть. Если эта потребность удовлетворяется, ребенок чувствует себя комфортно, уверенно, повышается его самооценка. Все это создает благоприятные психологические условия для учебы и социализации. Если его идентичность не воспринимается учителями и учениками, это ведет к несогласию, возмущению и даже агрессии со стороны ученика, пробуждает или усиливает его нежелание ходить в школу [1;14-15].

Учителю, работающему в поликультурном классе, важно помнить, что удовлетворение потребности самоактуализации порождает достоинство ученика и осознание того, что он полезен и необходим в обществе. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Подобное негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности в учебе и общении со сверстниками, чувство беспомощности в столкновении с жизненными проблемами, низкую самооценку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.,1999.
  2. Banks J.A. Multiethnic Education: Theory and Practice.-Boston,1981.
  3. Maslow A.H. Self-actualizing people.-New York:Grune &Stratton,1950.-Pp.11-34.
  4. Rogers C.R. The actualizing tendency in relation to "motives" and to consciousness: In M.Jones (Ed.).Nebraska symposium on motivation.-Lincoln: University of Nebraska Press.-Vol.2.-1963.-Pp.1-24.