Несмотря на разработанное теоретическое освещение в отечественной и зарубежной литературе вопросов творчества и подготовки студентов к творческому труду, а также определенный опыт их решения, нарождающиеся тенденции в развитии общества, науки, образования высветили в них новые грани и, тем самым, еще более актуализировали проблему развития творческого мышления будущих специалистов.
Необходимость перестройки подходов в направлении развития творческого мышления студентов как эффективного результата образовательного процесса пока не подкреплено достаточным уровнем разработки данной проблемы в теории и практике психологии. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это собственно способность, учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.
Развитие творческого мышления будущих специалистов любого профиля является показателем успешной деятельности высшей школы. Особую значимость придает и социальный заказ на подготовку специалиста с ярко выраженным творческим потенциалом, способным к самоактуализации в творческом труде.
В тоже время проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о том, что большинства выпускников вузов преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они опираются, в основном, на репродуктивный уровень мышления. Так, обнаруживается явное противоречие между требованиями социума и профессиональной практики в специалистах с творческим складом мышления и готовностью к творческому труду и реальным уровнем развития такого типа мышления у будущих специалистов.
Развитие творческого мышления студенческой молодежи имеет свои специфические особенности, способствующие его развитию это и форма обучения, содержащая большой объем научно - исследовательской деятельности (выполнение курсовых и дипломных исследований), индивидуальные исследовательские задания и работа в проблемных группах по различной тематике. Это и досуговые формы воспитательной и развивающей деятельности, участие в кружках и студиях творческой самодеятельности студенческой молодежи.
Однако есть и факторы, препятствующие и осложняющие развитие творческого мышления. К таковым относится наличие у достаточно большого процента студентов (ряда Ставропольских вузов, принимавших участие в исследовании) наличие пограничной личностной изменчивости и дрейфом в сторону психопатий, к данному контингенту относится около 14% студентов. Так в ходе исследования и статистической обработки данных, на высоком уровне достоверности, было выявлено, что представители пограничной аномальной личностной изменчивости (ПАЛ) имеют более низкий уровень развития творческого мышления по сравнению с представителями континуума норма - акцентуация характера от общей выборки испытуемых. Представители континуума пограничной аномальной личностной изменчивости имеют более низкие показатели по таким характеристикам творческого мышления как, беглость, гибкость, оригинальность, что позволяет говорить о наличии в некоторой степени ригидности мышления. Так можно предположить, что развитие творческого мышления посредством различных форм и методов, в том числе и психологического тренинга творческого мышления, представителей ПАЛ позволит в некоторой степени скорректировать вектор дрейфа в сторону нома - акцентуация характера.
Таким образом, развитие творческого мышления, это актуальность и необходимость для профессионального становления студента как будущего специалиста любого профиля направления и с другой стороны, это «форма поддержания» психологического здоровья или коррекция вектора дрейфа пограничной аномальной личностной изменчивости.