Потребность в целенаправленном и научно-обоснованном реформировании образовательных систем актуализируется в условиях децентрализации государственного управления и возрастающей роли регионов во всех сферах экономической, политической и культурной жизни. Традиционные образовательные модели сегодня не ориентированы на решение проблем адаптации и социализации личности, предотвращения роста социальной и этнической напряженности, они не дают молодому человеку необходимую мировоззренческую платформу для продуктивного взаимодействия с представителями других ценностных ориентаций, этнокультурных традиций, стилей и образов жизни.
В теоретико-методологическом формате основой причиной современного кризиса образовательных институтов является практически полное пренебрежение в содержании, методах и формах обучения и воспитания факторами историко-культурной региональной специфики. Утрата культурной идентичности образовательной деятельности: во-первых, разрушает этическую базу воспитательного процесса, снижает качество усвоения знаний; во-вторых, стимулирует разрушительные процессы и тенденции в духовном мире личности, способствуя росту социально отклоняющегося поведения (злоупотребление психоактивными веществами и наркотиками, алкоголизм, различные формы асоциального поведения)[1].
В культурологической плоскости причины кризиса образовательной деятельности можно усматривать в рассогласовании основных стадий психокультурного развития личности, в нарушении последовательности или в содержательном выпадении из общего процесса социализации мифопоэтической и духовно-этической (религиозной) стадий. Это определяет последующие нарушения на инструментально - сциентистской стадии, проявляющиеся в недостаточном развитии операционной сферы (знания, умения, навыки). Отсутствие духовной опоры отражается на психическом самочувствии современного человека, который переживает чувство нравственного вакуума, беспомощности, пустоты, безответственности, отсутствия моральных целей. С другой стороны, растет авторитаризм, политический экстремизм, этноцентризм, разрушающий духовную и территориальную целостность России.
Помимо решения чисто образовательных и воспитательных задач, современная система образования должна способствовать решению широкого спектра проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого образовательного пространства. Эти проблемы можно свести к пяти группам:
Во-первых, общество сегодня переживает глобальный кризис идентичности. Особую остроту эта проблема приобретает для педагогики, поскольку кризис идентичность рождает весьма болезненные для подрастающего поколения проблемы личностного самоопределения. В отсутствие общепринятых идеалов, принципов и норм взрослеющий человек не в состоянии обрести собственную идентичность - центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром (Э.Эриксон).
Во-вторых, в кризисе оказалась современная семья. Растет отчуждение между родителями и детьми. Утрачены традиции народной педагогики. Многие родители не способны качественно исполнять воспитательную функцию - в силу недостаточного уровня общепедагогических знаний или сознательной позиции неучастия в воспитании ребенка. Педагоги, в свою очередь, готовы винить родителей в собственных трудностях, которые они испытывают в процессе решения образовательных и воспитательных задач. В результате - взаимное недоверие и неуважение, жертвой которого становится ребенок.
В-третьих, наблюдается снижение уровня духовности общества. Происходит ломка ценностных ориентаций, существенно меняется отношение к профессии, труду, к браку, семье, растет разочарование в демократических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности. Цинизм несоответствия декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни (с ее кровью, войной, человеческими трагедиями) ведет к разрушению нравственных оснований, стимулирует рост преступности. Происходит криминализация досуга, который превращается в зону формирования молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией.
В-четвертых, девальвируется ценность творческого труда (как способа самореализации личности, формы социального призвания и важнейшего условия процветания общества), деформированы мотивы получения образования, ведущие к неадекватной профессиональной ориентации подрастающего поколения. Это вызвано целым рядом неблагоприятных обстоятельств, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности.
В-пятых снижается уровень физической и психической культуры детей и молодежи, падают общие показатели здоровья общества, растет число девиантных форм поведения, негативно воздействующих на человеческий организм, деформирующих образ жизни в целом. Это во многом связано с неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, отсутствием системы физического воспитания детей и подростков, низким уровень физической культуры родителей.
Решение обозначенных выше проблем, типичных для большинства регионов России, предполагает разработку теоретико-методологических основ совершенствования образовательной и воспитательной систем, и, прежде всего за счет модификации культурно-образовательного пространства - среды становления и развития личности, использования человекотворческого потенциала регионального уровня социальной организации. Именно региональная культура, в которую органично вписана семья и школа, является для ребенка решающим условием социальной интеграции и пространством индивидуальной самореализации. В этой связи развитие ребенка - это процесс все более глубокого погружения в исторически развивающееся проблемное поле локальной (семейной, национальной, религиозной) и региональной культуры[2].
Однако все многообразие возможностей культуры в стимулировании процесса саморазвития личности не позволяют использовать искусственно созданная унифицированность и самодостаточность образовательных систем, а также традиционный и до сих пор преобладающий взгляд на культуру как на набор жестко фиксированных социальных эталонов (норм, способов деятельности), которые извне оформляют потенциальное содержание индивидуального сознания и определяют границы личностного развития.
Реализация креативно-образовательного потенциала региональной культуры возможна в рамках теоретической традиции, утверждающей ее в качестве универсума опредмеченных и обращенных в историческую перспективу творческих возможностей поколений непосредственных предков человека, их совокупного адаптивного и творческого опыта (И.А. Ильин, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский). Через содержание непосредственного социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются замыслы, проекты, технологии деятельности, усваивая которые ребенок как бы «вочеловечивается» в определенную региональную модель социальности.
С учетом такого понимания роли культуры в системе факторов личностного развития можно сформулировать несколько стратегических направлений совершенствования современного образовательного процесса:
Во-первых, усиление в системе образовательной деятельности содержательного вектора погружения ребенка в мир отечественной культуры, и, прежде всего - культуру региональной. Это особенно важно в ситуации избыточной этнокультурной «мозаичности» среды обитания личности, особенно на ранних этапах отногенеза. Оптимизация психокультурного развития ребенка здесь возможна за счет снижения степени ценностно-нормативной противоречивости и неодородности социально-педагогических воздействий.
Во-вторых, гуманизация и индивидуализация образовательного процесса, предпосылкой которой является отказ от односторонней позиции в отношении к детству как унифицированной модели подготовки к взрослой жизни.
В-третьих, педагогизация внеучебной региональной социокультурной среды, которая рассматривается в качестве специфического культурно - образовательного пространства. Погружение в мир конкретной региональной культуры ставит человека в ситуацию необходимости и потребности в саморазвитии. Оптимизация социокультурной среды осуществляется различными способами, в том числе и путем целенаправленного насыщения регионального культурно-образовательного пространства значимыми для личности духовно-нравственными образами и символами.
Целенаправленно формируемое региональное культурно-образовательное пространство представляет собой совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых не только деятельностью образовательных учреждений, но и качеством социально-культурной среды жизнедеятельности человека - художественной, исторической, социально-политической, духовно-нравственной. Все это обеспечивает более полное развитие личности за счет освоения различных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, проектно-преобразовательной. Структура регионального культурно-образовательного пространства представляет собой сложную систему, элементами которой выступают профессиональное сообщество педагогов, семья, социальные общности (неформальные, территориальные, профессиональные)[3].
Качество регионального культурно - образовательного пространства является для развития ребенка основополагающим условием, определяя его ценности, нормы, идеалы, успешность в дальнейшем профессиональном и личностном становлении. Поэтому непосредственную среду жизнедеятельности мы рассматриваем как важнейший объект педагогического регулирования. Стратегической линией культурно-образовательного процесса является целенаправленное руководство развитием личности через включение человека в социум (в социально-культурные институты, социально-психологическую среду), в культуру - в различные виды культурной деятельности, способствующие самореализации личности. Результатом такого включения являются способности личности, ее ценности, идеалы, убеждения, навыки и умения действовать в различных сферах бытия.
Таким образом, культурно-региональная идентичность содержания образовательной деятельности представляется ведущим мировоззренческим условием оптимизации педагогического процесса. В практической плоскости это обеспечивается востребованностью факторов региональной культурной среды как важнейшего ресурса совершенствования образовательных практик, обеспечивающих процессы и результат социализации, инкультурации и самореализации личности учащегося.
[1] Согласно данным ВОЗ, около 30 % населения России страдают депрессивными расстройствами различной степени тяжести. Среди школьников от 70% до 90% имеют «невротические реакции».
[2] См. Медведева И.М. Культурно-образовательный комплекс как форма психологической оптимизации культурно-образовательного пространства. Методические рекомендации. Норильск, 1999.
[3] См. Медведева И.М. Региональные социально-психологические особенности и факторы оптимизации образовательных систем. //Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.