Особенный интерес представляет собой региональный бизнес. Связанный непосредственно с местными производительными силами и опирающийся на имеющиеся в его наличии реальные возможности, региональный бизнес "видит" качество воплощения своих проектов в реальной перспективе и может полнее использовать все доступные ему ресурсы. При этом региональная инновационная деятельность, в конечном счёте, оказывается выгодна не только предприятию, на котором осуществляется внедрение новых технологий, но и региону в целом. Государство является заинтересованной стороной, поскольку, получая налоги, оно выигрывает от развития и повышения конкурентоспособности своих налогоплательщиков.
Однако на сегодняшний день роль регионов в инвестиционном процессе может быть оценена как низкая. Часто инновационный потенциал региона существенно ограничивается рядом факторов финансово-организационного характера. Эти ограничения можно разбить на три группы:
- Ограничения финансового характера - основная масса денежных фондов, создаваемых экономикой региона контролируется федеральными властями.
- Ограничения территориального характера - для региона оказывается невозможным формировать инновационную программу для предприятий, расположенных на его территории, но интегрированных таким образом, что объединяющий центр находится за пределами региона.
- Специфические региональные ограничения - в современных условиях российский регион всё ещё переживает период своего оформления и становления, и денежные потоки направлены, главным образом, на поддержание существующей инфраструктуры, обеспечение её жизнедеятельности.
Необходимым звеном для преодоления этих трудностей является создание сбалансированной финансово эффективной стратегии регионального развития - инновационно-инвестиционной региональной стратегии (ИИРС) в качестве особой системы, предполагающей обособленный подход к поиску высоких уровней эффективности бизнеса через инвестирование средств в инновационные проекты в отдельном регионе.
В основу предлагаемой системы предполагается положить четыре базовых элемента, каждый из которых работает в тесной связке с другими элементами. Основой для функционирования системы выступает венчурный бизнес, который представляет собой инновационный тип предприятия, внедряющий результаты своих разработок (инноваций) в производство. Данный тип бизнеса, потенциально способный приносить достаточно высокие прибыли, является также и высокорисковым, поэтому, в систему предлагается включить страховой механизм. Этот механизм мог бы быть организован при непосредственном участии региональных властей, которые могли бы организовать региональные страховые компании, осуществляющие страхование инноваций. Система дополняется налоговым механизмом, также организуемом на региональном уровне. Существует несколько принципиальных возможностей оптимизации налогообложения инновационных проектов, включающих в себя как временную отмену налогов на предприятия, осуществляющие инновации, временную отмену налогов на финансовые результаты внедрения инновационных проектов, либо преобразование налоговых отчислений в страховые платежи. Последний элемент полностью объединит страховой и налоговый механизм, создаст финансовую основу для страховой поддержки инновационных проектов. Наконец, четвёртым механизмом выступает лизинговый механизм, который позволит более активно развивать инновационные технологии, закупая часть из них по лизинговым схемам.
Тщательная разработка и внедрение такой стратегии может оказать существенное положительное влияние на скорость и качество развития как среднего и малого регионального бизнеса, так и региона в целом.